Совершенствование модели диагностики иноязычной подготовки студентов международных специальностеий

Кобякова Нина Львовна – старший преподаватель кафедры французского языка No 1 МГИМО(У) МИД России, соискатель кафедры иностранных языков и культуроведения Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Е-mail: kobiakovanina@gmail.com
 
 

 

Вся статья: 

В статье рассматриваются вопросы разработки теоретико-методических основ модели контроля и оценки результатов обучения в вузовской системе иноязычного образования с использованием зарубежного опыта. На основе изучения европейской, в частности, французской, практики оценивания результатов обучения иностранному языку, автор делает вывод о перспективности внедрения в отечественной системе высшего образования подобных передовых зарубежных наработок. В работе описывается разработанная автором модель комплексной диагностики результатов обучения французскому языку студентов международных специальностей российских вузов. Она опирается на предложенную автором компетентностную программу профессионально-ориентированного практического курса французского языка для студентов-международников. В рамках этой программы, опираясь на анализ языковых тестов по французскому языку DELF, DALF, TCF и системы упражнений европейских и отечественных учебных пособий по французскому языку, автор предлагает собственные тестовые, коммуникативные задания и задания на перевод. Эта модель комплексной диагностики прошла успешную апробацию в МГИМО. В ходе эксперимента применяемые в отечественной практике тестовые технологии и содержание лингводидактических тестов были адаптированы к общеевропейским требованиям. В ходе эксперимента автором был сделан вывод о том, что не всякое содержание поддаётся представлению в форме тестового задания, и не любая компетенция (в особенности затрагивающая личностные компоненты) может быть развита средствами тестовой технологии диагностики и обучения. Одновременно проведённый анализ позволяет сделать определённые выводы по использованию технологий тестирования при оценке качества иноязычной подготовки в современном вузе. В каждом вузе должна быть адаптированная к конкретным условиям система оценки качества профессионального образования.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая технология, диагностика иноязычной подготовки, компетентностная программа обучения, контроль знаний, контроль результатов обучения иностранному языку, тестовые технологии.

Список литературы

1. Кобякова Н.Л. (в соавт.) Французский язык. Лексическое введение в политическую историю Франции: Учебное пособие / Э. В. Ермакова, Н. Л. Кобякова; МГИМО(У) МИД России, каф. франц. яз. No 1. М.: МГИМО-Университет, 2007. 86 с.
2. Кобякова Н.Л. (в соавт.) Коммуникативный курс современного французского языка. Продвинутый этап обучения. Уровень B1-B2: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. (специальностям) «Регионоведение» и «Междунар. отношения» / М.Г. Осетрова, Н.Л. Кобякова. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. 191с.
3. Общеевропейские компетенции владения языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Совет Европы – Страсбург, 1996 г., русское издание. М.: МГЛУ, 2003. 256 с.