Роль эмпатии в формировании профессиональной идентичности экономиста-международника

Гринева Мария Владимировна – ст. преподаватель кафедры английского языка № 2 МГИМО(У) МИД России.

 

Вся статья: 
В современных условиях одним из магистральных направлений совершенствования системы преподавания иностранного языка в вузах с усиленным языковым компонентом, является профессионализация всех аспектов языковой подготовки, что подразумевает целенаправленное формирование системного набора профессионально значимых компетенций (как языковых, так и неязыковых) при одновременном становлении основ профессиональной идентичности будущих специалистов-международников.
 
Профессиональная идентичность, понимаемая как отождествление личности с той или иной сферой профессиональной деятельности, является результатом длительного поиска своего профессионального призвания, её основы могут и должны закладываться ещё на студенческой скамье. Вхождение на ранних этапах жизни в профессию, когда эмоциональная окраска информации об избранной профессии играет определяющую роль, напрямую диктует необходимость исследовать возможности использования потенциала художественных текстов для формирования профессиональной идентичности студентов-международников. Художественный текст, предлагаемый в рамках курса домашнего чтения, является единственным текстовым ресурсом, способным вызвать эмоциональный отклик читателя-студента, чувство эмпатии.
 
По мнению автора, эмпатия как фактор формирования профессиональной идентичности проявляется в готовности студентов анализировать и оценивать действия персонажей в профессиональной сфере, и, что самое главное, «проецировать» коллизии профессиональной жизни персонажей, описанные в книге, на себя, отождествляя или противопоставляя себя им как профессионалам. Важно, что работа над профессионально ориентированным литературным произведением обогащает читателя-студента опытом проживания профессионально значимых для него ситуаций. Такие знания о будущей профессии, заключает автор, скорее всего, надолго останутся в эмоциональной памяти студента, поскольку они прошли определённую «переработку» в его сознании и получили его нравственную и профессиональную оценку.
 
Ключевые слова: профессионально-ориентированное домашнее чтение; профессиональные компетенции, профессиональная идентичность.
 

Список литературы

1. Аристотель. Поэтика. / Пер. М. Л. Гаспарова. – Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.
2. Басин Е.Я. Искусство и эмпатия. М., 2010.
3. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства: учебное пособие. М.: Гарда-рики., 2007.
4. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и заимообусловленность) // Художественное творчество и психология. Сборник. М.: Наука, 1991. С. 31-55.
5. Воевода Е.В. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной коммуникации // Среднее профессиональной образование. 2009. No 8. С. 14-17.
6. Воевода Е.В. Основные направления профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста-международника. М.: МГОУ, 2009.
7. Воевода Е.В. Профессиональная языковая подготовка студентов-международников: вопросы дидактики // Вестник МГИМО. 2013. No 1(28). С. 9-12.
8. Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб.; М., 1914.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
10. Гринева М.В. Пособие по домашнему чтению по роману Дж. Гришема «Фирма». URL: mgimo.ru/study/faculty/meo/eng2/docs/119558/
11. Гринева М.В. Пособие по домашнему чтению по роману Дж.Мид «Хедхантер». URL: mgimo.ru/study/faculty/meo/eng2/docs/119558/
12. Гроос К. Введение в эстетику. Киев; Харьков, 1899.
13. Костикова Л.П. Формирование концептуальной картины профессиональной деятельности у студента-международника в процессе изучения иностранного языка // Вестник МГИМО. 2013. No 4 (31). С. 323-327.
14. Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В. Петровского. М.: Политиздат, 1985.
15. Рид Т. Лекции об изящных искусствах // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982.
16. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.
17. Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМО. 2013. No 1 (28). С.7-8
18. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001 г.
19. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Сочинения : в 2 т. Т. 1. М., 1996.