Репрезентация скрытого содержания образования в дискурсе учебных пособий по английскому языку

Шишлова Екатерина Эдуардовна – к.пед.н., доцент кафедры педагогики и психологии МГИМО(У) МИД России, заведующая лабораторией социологических исследований. E-mail: katerina.shishlova@mail.ru
 
 
 
Курицын Иван Андреевич – магистр кафедры педагогики и психологии МГИМО(У) МИД России. E-mail: espero91@list.ru
 
 

 

Вся статья: 
В статье анализируется механизм репрезентации скрытого содержания образования в дискурсе учебных пособий по английскому языку, представляющий собой трансляцию социокультурных норм и ценностей носителей языка обучающимся иностранцам. Для этого производится краткий теоретический обзор данной проблемы и приводятся результаты сравнительного дискурсивного анализа двух популярных пособий доглаболизационного и современного периодов. Подтверждается тезис о современном дуализме английского языка как национального и лингва франка. Основу проведенного дискурсивного анализа составляет анализ семиотических средств, используемых для номинации концептов, базовых для любой социокультурной общности. В статье демонстрируется авторская схема анализа на примере концепта «гендер». Гендерный концепт демонстрирует социальную и культурную обусловленность различий в поведении и личности мужчин и женщин. Сравнительный анализ гендерных маркеров в дискурсе учебных пособий выявляет глобальный вектор трансформации и распространения социкультурных ценностей.
 
Распространение культуры через преподавание иностранного языка может служить средством в арсенале политики «мягкой силы». Предлагается использовать выявленный в результате исследования механизм трансляции социокультурных норм и ценностей при разработке учебников по русскому языку для иностранцев.
 
Ключевые слова: скрытое содержание образования, дискурс учебных пособий, трансляция ценностей, мягкая сила, гендер, гендерные роли.

Список литературы

1. Биография Карла Эварта Эккерсли на сайте университета Уорвика – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/al/research/collect/elt_archive/halloffame/eckersley/life/ (дата обращения: 17.05.2014).
2. Воевода Е.В. Основные направления профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста-международника / E.В. Воевода. – М.: МГОУ, 2009. – С. 94-96.
3. Годовой отчет Британского совета за 2012-13 гг.– [Электронный ресурс] / The British Council. – 2013. – Режим доступа – http://www.britishcouncil.org/sites/default/files/documents/annual-report-2012-13.pdf (дата обращения: 17.05.2014).
4. Интервью с Л. и Дж. Соарс - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ihjournal.com/an-interview- with-liz-and-john-soars-2/ (дата обращения: 17.05.2014).
5. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России / А.В. Торкунов // Вестник МГИМО-Университета. – 2012. – No4. – С. 85-93.
6. Тубельский А.Н. Уклад школьной жизни – скрытое содержание образования / А.Н. Тубельский // Вопросы образования. – 2007. – No4. – С. 177-180.
7. Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах / И.Д. Фрумин. – Красноярск: КГУ, 1999. – C. 15.
8. Чес Н.А. Функционирование метафорических концептов в политическом дискурсе / Н.А. Чес // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - No 555. – С. 183-188.
9. Шишлова Е.Э. Гендер как инновационный научный и философский дискурс / Е.Э. Шишлова // Вестник МГИМО-Университета. – 2013 - No1. – С. 148-152.
10. Шишлова Е.Э. Трансформация гендерной идентичности: социально-психологический аспект / Е.Э. Шишлова // Вестник МГИМО-Университета. – 2012 - No1. – С. 204-210.
11. Eckersley C.E. English for Foreign Students / C.E. Eckerskey. – Sofia: Foreign Languages Press, 1965. – 1117 P.
12. Jackson Phillip. Life in Classrooms / Phillip Jackson. – New York: Holt, Rinehart and Winston, 1968. – P. 10-33.
13. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power / J. Nye. – New York: Basic Books, 1990. – Pp. 23-49.
14. Soars Liz. Soars John. New Headway / Liz Soars, John Soars. – Oxford: OUP, 2011. – 159 p.