Профессиональная языковая подготовка студентов-иностранцев в поликультурной среде ВУЗа

Глебова Татьяна Александровна – старший преподаватель кафедры английского языка No 2, МГИМО(У) МИД России.
Е-mail: tg2000@list.ru
 

 

Вся статья: 
В статье рассматриваются особенности профессиональной языковой подготовки иностранных студентов в условиях поликультурной среды российского вуза, осуществляющего подготовку студентов по направлению «международные отношения». После исторического обзора подготовки иностранных граждан в вузах России автор рассматривает факторы, влияющие на выбор студентами из зарубежья вуза международного профиля. Далее автор анализирует специфику лингвосоциокультурной среды обучения иностранцев в МГИМО-Университете, подчёркивая, что она является многоязычной и поликультурной. Это обусловливает актуальность изучения качества профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев по направлению «международные отношения».
 
Поскольку языком обучения в большинстве российских университетов является русский язык, а все студенты МГИМО обязаны изучать английский язык в качестве первого или второго иностранного языка, студенты-иностранцы проходят обучение в условиях, как минимум, триязычия и интерферирующего влияния нескольких культур. В статье отмечается, что в подобных условиях возникает необходимость формирования у будущих специалистов-международников ряда профессионально значимых компетенций: лингвистической, социокультурной, коммуникативной. Автор рассматривает педагогические технологии, которые являются наиболее эффективными для формирования вышеуказанных компетенций: проблемное обучение, кейс-анализ, ролевые и деловые игры. Особое внимание в статье уделяется месту и роли учебного перевода в курсе обучения английского языка, поскольку перевод представляет собой систему перекодирования с использованием двух разных языковых систем. При этом, переводя фразы с русского языка на английский язык, студент мысленно обращается к родному языку.
 
Изучая как первый, так и последующие иностранные языки, студент-иностранец должен овладеть не только языковым материалом, но и системой ценностей иной культуры, готовя себя, таким образом, к предстоящей меж- культурной коммуникации в профессиональном международном сообществе.
 
Ключевые слова: глобальная конкуренция, студенты-международники, профессиональная языковая подготовка, профессиональный дискурс, межкультурная коммуникация.
 

Список литературы

1. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. М.: Центр социологических исследований, 2014. – 228 стр. [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.socioprognoz.ru/files/ File/2014/full.pdf
2. Барут О. Лингвометодические основы создания учебных материалов по обучению турецких студен- тов деловому общению на русском языке (в сфере строительства). Автореферат диссерт. к.пед.н. М., 2013. – 26 с.
3. Воевода Е.В. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной коммуникации // Среднее профессиональное образование. 2009. No 8. С. 14-17.
4. Воевода Е.В. Основные направления профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста-международника. М: МГОУ, 2009. – 141с.
5. Воевода Е.В. Подготовка специалистов-международников к межкультурной коммуникации // Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика. 2012. No 1(1). С. 26-31. с
6. Воевода Е.В. Контактные языки как лингвокультурная доминанта на постсоветском пространстве // Вестник МГИМО-Университета. 2012. No 6. С. 172-175.
7. Гребенникова И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов). Автореферат диссерт. ... к.пед.н. М., 2010. – 22 с.
8. Касарова В.Г. Речевые ошибки иностранных студентов и их причины // Гуманитарные науки. Вып. 21. М., 2003. С. 118-123.
9. Костикова Л.П. Преодоление культурного шока посредством освоения лингвосоциокультурной компетенции // Язык и социум: материалы VIII Международной научной конференции. В 2 частях. Часть II. – Минск, 2009. – С. 124–126.
10. Стенина Н.С. Формирование профессиональной компетенции иностранных студентов, обучающихся в высших художественных учебных заведениях России. Автореферат диссерт. к.пед.н. М., 2007. – 20 с.
11. Студенты-иностранцы в России: официальная статистика // Новгородский университет. – Июнь 2012, No (17) 920 [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.novsu.ru/press/novuniver/ i.2526/?number=2005_10_04& article=stran
12. Торкунов А.В. Профессионализм в политике и политологическое образование // Космополис. 1999. No 1. С. 6-10.
13. Философская энциклопедия. [Электронный ресурс] Код доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy