Педагогика и подготовка специалистов-международников

Торкунов Анатолий Васильевич – академик РАН, ректор МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

 

Вся статья: 

«Вестник МГИМО» открывает новую рубрику – «Педагогика», и это не случайно. Университетская наука не может существовать без фундаментальных и прикладных исследований в области педагогики, которая сегодня представляет собой многоплановую науку, охватывающую различные виды образовательной деятельности по обучению и воспитанию не только детей, но также молодежи и взрослых.
В 2012 г. Университет провел первый набор в аспирантуру по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Эта сравнительно новая специальность рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки специалистов с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства. Области исследования включают такие актуальные для МГИМО направления, как:
– подготовка специалистов в высших учебных заведениях в рамках многоуровневого высшего образования;
– диагностика качества образования;
– современные технологии профессионального образования;
– образовательный менеджмент и маркетинг;
– взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами;
– формирование профессионального мировоззрения;
– профессиональный консалтинг и консультационные услуги;
– компетентностные составляющие в профессиональной подготовке специалиста и т.д.

В науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы профессиональной языковой подготовки специалистов-международников. В последние двадцать лет значительно выросло число вузов, осуществляющих подготовку специалистов-международников. Вместе с тем, вопросы теории и практики профессиональной языковой подготовки сотрудников внешнеполитического ведомства изучены недостаточно, научное обоснование профессиональной подготовки специалистов-международников относится к наименее разработанным областям современной педагогической науки. При этом совершенно очевидно, что овладение как общей теорией, так и конкретными прикладными отраслями педагогической науки является необходимым условием эффективнойобразовательной деятельности.

В МГИМО уже много лет ведутся исследования в области теоретической и прикладной педагогики. В университете трудятся 25 кандидатов и 4 доктора педагогических наук. Еще 4 преподавателя завершают работу над докторскими диссертациями. В последние годы написаны новые учебники и учебные пособия, которые используются в различных регионах России. Преподаватели Университета активно участвуют в российских и международных конференциях, публикуют статьи и монографии по проблемам образования и педагогики. Университет организует конференции, на которых обсуждаются в том числе вопросы педагогического характера. Результаты исследований преподавателей МГИМО позволяют говорить о новом направлении в педагогике и психологии высшей школы, включающем:
– историю и теорию профессионального образования специалистов-международников;
– теорию и методику обучения студентов-международников иностранным языкам;
– теорию и методику обучения специалистов-международников переводу в сфере профессиональной коммуникации;
– психологию международных отношений;
– междисциплинарные исследования особенностей профессиональной подготовки студентов-международников (особенности переговорного процесса, подготовка к межкультурной коммуникации в профессиональном дискурсе, подготовка к публичным выступлениям, в том числе и на иностранном языке);
– подготовку преподавателей для обучения студентов-международников;
– сравнительные исследования в области профессиональной подготовки специалистов-международников в России и за рубежом.

Настало время обобщить опыт, накопленный в МГИМО, предоставить слово молодым исследователям. Открываемая рубрика позволит журналу расширить тематику своих публикаций, а преподавателям МГИМО – вынести на суд научной общественности результаты своей научно-практической работы.