Особенности аккультурации в профессиональной деятельности специалиста-международника

Романенко Надежда Михайловна – д.пед.н., профессор кафедры педагогики и психологии МГИМО(У) МИД России.
 

 

Вся статья: 
В статье рассматриваются явления аккультурации в профессиональной деятельности специалистов международного профиля в аспекте межкультурной коммуникации. Автор подчёркивает, что пробле- мы аккультурации, связанные с межкультурной коммуникацией, имеют не только внутригосударственный, но и международный аспект. В статье:
 
– представлена теория и методология проблемы аккультурации на разных этапах её разработки зарубежными и отечественными учёными (культурологами, этнографами, этносоциологами); 5
– дана дифференциации понятий «аккультурация» и «ассимиляция», «национальных» и «региональных» культур;
– описаны стратегии аккультурации (сепарация, маргинализация, интеграция);
– подчёркивается роль стратегии интеграции, представляющая сохранение собственной культурной идентичности специалиста-международника наряду с активным его вхождением в региональную культуру страны пребывания.
 
Отдельно выделена как весьма значимая задача отечественных вузов, ведущих подготовку специалистов-международников, формировать «иммунитет» и устойчивую культурную идентификацию как представителей российской культуры, имея в виду возможность аккультурации-ассимиляции в ходе национальной или региональной адаптации к культуре страны специализации или служебного пребывания. В статье обозначена миссия русской культуры как носительницы традиций, моральных и духовных ценностей, сформировавших россиян в единую общность и ставшей стержнем российской государственности. Автор пишет, что этнокультурная составляющая связала воедино многочисленные культуры, этносы и народности России в общее культурное пространство. Необходимость знания специалистами-международниками основ своей отечественной культуры, её историко-культурные корни и составляющие, что подтверждают содержащиеся в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего
поколения компетенции по направлению «международные отношения».
 
Ключевые слова: специалист-международник, стратегии аккультурации, ассимиляция, национальные и региональные культуры, культурная идентичность специалиста-международника, русская культура, российская культура.
 

Список литературы

1. Берри Д. У. Аккультурация и психологическая адаптация / Берри Д.У.– М.: Наука, 2002. – 296 с.
2. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии / Пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997. — Т.1. – С. 509-518.
3. Василенко И.А., Международные переговоры. Cерия: Магистр. М.: Юрайт, 2013 г. – 488 с.
4. Воевода Е.В. Контактные языки как лингвокультурная лрминанта на постсоветском пространстве // Вестник МГИМО-Университета. – 2012. - No 6. – С. 172-175.
5. Воевода Е.В. Подготовка специалистов-международников к межкультурной коммуникации в профессиональном дискурсе // Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика.
2012. Т. 1. No 1(1). – С. 26-31.
6. Воевода Е.В. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной коммуникации // Среднее профессиональное образование. 2009. No 8. – С. 14-17.
7. Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками / Педагогика. – 2003. – No4. – С. 46-49.
8. Романенко Н.М. Основные подходы к формированию коммуникативной компетенции муниципального служащего // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. – 2013.
Т.2. No1 (2). – С. 55-57.
9. Социологическая энциклопедия: В 2-х т. Т.1/ Национальный общественно-научный фонд / Рук. Г.Ю. Семигин; Глав. ред., В.Н. Иванов. – М.: Мысль, 2003. – 694 с.
10. ФГОС ВПО (03) по направлению подготовки «Международные отношения» (бакалавр).