Образование длиною
 в жизнь: внешние и внутренние конструкты личностной мотивации

Курденкова Ольга Петровна – аспирант кафедры педагогики и психологии МГИМО (У) МИД России. E-mail: vinchensso@mail.ru.
 
 
Вся статья: 

Стремительные перемены в обществе влияют на изменения в нём роли образования. Знания, полученные молодыми людьми ещё несколько лет назад, оказываются устаревшими и неактуальными. Императивом этого дня является постоянное обновление ранее полученных компетенций и освоение новых в процессе непрерывного образования. На саммите в Лиссабоне в 2000 г. странами-участницами Европейского союза непрерывное образование было определено как основное направление развития образовательной политики в рамках европейского образовательного пространства. Там же были сформулированы ключевые принципы непрерывного образования, реализация которых способствует эффективности и устойчивым положительным результатам применения концепции непрерывного образования.

Следует отметить, что в настоящий момент в России ведётся активная работа по внедрению концепции непрерывного образования в практику, поскольку страна присоединилась к Болонской декларации в 2003 г. Однако, как показывает статистика, мотивация к продолжению образования среди российского населения крайне мала. Этот вопрос в центре внимания автора, так как мотивация является движущей силой любой деятельности, в том числе и образовательной. Анализируя европейский опыт реализации концепции непрерывного образования, автор утверждает, что важным является создание единой государственной образовательной политики, обеспечивающей формирование стойкой внутренней мотивации к обучению у всех возрастных групп. Механизмом, запускающим процесс формирования стойкой внутрен- ней мотивации, может быть переживание человеком «ситуации успеха», что влияет на формирование положительного жизненного и профессионального сценария. Критерием включённости человека в непрерывное образование мы считаем наличие у него собственной стратегии. Перспективы дальнейшего нашего исследования связаны с выявлением веера возможных стратегий непре- рывного образования для различных групп обучающихся и условий их реализации в научно-образовательной среде российских университетов с учётом оценки опыта европейских университетов.

Ключевые слова: непрерывное образование, информационное общество, социализация, мотивация.

Список литературы
1. Багдасарова Н.А. Подготовка конкурентоспособного профессионала: развитие креативности в ма- гистратуре // Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм: материалы науч. конф. (Москва, 15 – 16 ноября 2013 г.). В 2 ч. Ч. 1 / [отв. ред. Е.В. Воевода]. М.
: МГИМО-Университет, 2014. С. 188–191.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
3. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы // Педагогика. 2014. No 2. С. 3–14.
4. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО-Университета. 2013. No 2 (29). С. 178–182.
5. Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. No 2. С. 49–57.
6. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл. 2002. С. 47–102.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013. 700 с.
8. Даринский А.В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975. No 1. С. 16–25.
9. Иванова В.П., Юсупова А.Ж. Мотивация достижения как мотивация компетентности // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2014. Т. 14. No 10. С. 35–38.
10. Калинкина Н.Н. Контуры формирования информационного общества в России: информатизация общества и развитие информационной инфраструктуры // Вестник Нижегородского университета
им. Н.И. Лобачевского. 2010. No 3-2. С. 494–499.
11. Литвак Н.В. Информационное общество: перманентная эволюция. М.: Колос, 2008. 416 с.
12. Магомед-Эминов, М. Ш., Васильев И. А. Мотивация и контроль за действием М.: МГУ, 1991. 144 с.
13. МакКлелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Издательство Питер, 2007. 672 с.
14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Издательство Питер, 2008. 246 с.
15. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, Лиссабон 2000 г. // Общество «Знание» России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html. (Дата обращения:
03.12.2013).
16. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. – Ереван: изд-во АН Армянской ССР, 1989. 415 с.
17. Радченко И.А. Мотивация успеха – условие саморазвития студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. No 11. С. 322–326.
18. Степанова Т.В. Исследование мотивации успеха и мотивации боязни неудачи в структуре учебной мотивации студента вуза // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2004.
No 6.2 (44). С. 144–145.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Издательство Питер, 2003. 608с.
20. Энциклопедии и словари: [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Nepreryvnoe-Obrazovanie-1153/. (Дата обращения: 12.12.2013).
21. Council Conclusions: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/115346.pdf. (Дата обращения 15.11.14)
22. Murray H.A. Explorations in personality / H.A. Murray. New York; Oxford University Press, 1938. 790 p.