Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты

Шапошникова Наталья Юрьевна – аспирант МГИМО(У) МИД России.
 
 
Вся статья: 

Автор статьи обращает внимание на требование выстраивания и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в педагогической практике университетов, зафиксированное в Федеральном законе об образовании и в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В статье представлен обзор различных подходов к определению понятия «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ), а также краткий обзор существующих в отечественной литературе понятий, близких к этому понятию. На основе осуществлённого анализа автор формулирует своё рабочее определение понятия «ИОТ».

Интерес представляет опыт Великобритании в решении проблемы индивидуализации, закреплённый в понятии «планирование индивидуального развития» «PDP». Содержание этого понятия раскрывается через совокупность действий, среди которых: планирование, осуществление деятельности, фиксация опыта, его анализ и оценивание, использование полученных в рефлексии знаний и понимания как себя самого, так и своих образовательных возможностей для планирования дальнейших действий.

В заключении сопоставляется содержание понятий «ИОТ» и «PDP». Подчёркивается важность изучения опыта Великобритании в решении проблем индивидуализации образовательного процесса в университете и возможностей его использования в реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в российских университетах. Для российской высшей школы это новое явление. Поэтому российским вузам следует подумать об интеграции накопленного опыта Великобритании либо внедрения отдельных элементов PDP в процесс обучения в высшей школе (например, системы тьюторского со- провождения). Это может помочь вузам России индивидуализировать процесс обучения в высшей школе, а также свести к минимуму сложности в организации ИОТ студентов.

Ключевые слова: индивидуализация процесса обучения, академические свободы студентов, индивидуальная образовательная траектория, планирование индивидуального развития.

Список литературы
1. Гаязов А.С. Индивидуальные траектории образования личности [Электронный ресурс] / А.С. Гаязов // Режим доступа: http://www.raop.ru/index.php?id=878
2. Гончарова Е.В. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров [Текст] / Е.В. Гончарова, Р.М. Чумичева // Вестник НГГУ. 2012. No 2. С. 3–11.
3. Ковалёва Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалёва, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. М.-Тверь: «СФК-офис», 2012. 246 с.
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://минобр- науки.рф/документы/2974
5. Тимошина Т.А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента [Текст] / Т.А. Тимошина //Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы Международной научно-практической конференции, 7–9 октября 2010 г. / под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой, А.Н. Сухова; РГУ имени С.А. Есенина. Рязань, 2010. С. 315–320.
6. ФГОС ВПО третьего поколения (специалитет) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://window. edu.ru/recommended/45
7. Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поко- ления [Электронный ресурс] / С.А. Цыплакова //Современные научные исследования и инновации. – Май 2012. No 5 // Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12407
8. British Council: Education and Training. British Council Personal Development Portfolio: Background Notes for Tutors [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/languageassistants- tutors-pdp-2.htm
9. East, R. A Progress Report on Progress Files: The Еxperience of Оne Нigher Еducation institution [Текст] / R. East //Active Learning in Higher Education. July 2005. vol. 6 (2). P. 160–171.
10. Jackson, N. PDP and Self-Regulation [Электронный ресурс] / N. Jackson // Режим доступа: http://www. normanjackson.co.uk/pdp.html
11. The Higher Education Academy. Learning and Employability: Personal development planning and Еmployability [Текст] / the series editor is Professor Mantz Yorke. York: The Higher Education Academy, 2009. 100 p.
12. The Learning and Teaching Enhancement Unit. A Policy on Personal Development Planning [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.canterbury.ac.uk/Support/learning-teaching-enhancement-unit/ Policy/PersonalDevelopmentPlanning.aspx
13. The Quality Assurance Agency for Higher Education. Personal development planning: guidance for institutional policy and practice in higher education [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.qaa.ac.uk/Publications/InformationAndGuidance/Pages/Personal-development-planning-guidance- for-institutional-policy-and-practice-in-higher-education.aspx