Понятие «концепт» в системе наук о культуре

Татарская Дарья Александровна – аспирант кафедры философии МГИМО(У) МИД России. E-mail: lerelin@lerelin.ru
 

 

Вся статья: 
В статье на основе анализа различных дискурсов (философского, лингвистического, лингвокультурологического, философско-культурологического) по проблеме «концепта» предпринята попытка выявления особенностей данных подходов к пониманию и исследованию этого понятия. Термин «концепт» находится сейчас на пике популярности в гуманитарной литературе, что связано, во-первых, с его относительной универсальностью, а во-вторых, с процессами глобализации, которые порождают интерес к исследованию различия представлений о ключевых понятиях изучаемых стран и культур. Между тем дискурс о концепте, возникнув впервые в лоне философии, претерпел ряд изменений, связанных как с течением времени, так и с увеличением интереса к данному понятию в других областях гуманитарного знания.
 
Большой всплеск популярности этого термина возник в начале XX в. в отечественной лингвистике. Затем из области чистой лингвистики понятие «концепт» перешло в область лингвокогнитологии, лингвокультурологии, где также неоднократно уточнялось. В первые десятилетия XXI в. к данному термину вновь возникает интерес со стороны философии, а также появившейся в середине XIX в. философии культуры. В данный момент в гуманитарных науках отмечается сосуществование различных подходов к пониманию, трактовке и исследованию концепта. С точки зрения лингвистики, он представляет собой смысловое значение знака, его исследование направлено на поиск различных средств репрезентации концепта в языке, а также выявление их частотности.
 
Лингвокогнитология имеет своей целью построение когнитивной модели представления данного понятия в языковом сознании носителя языка. Особенностью лингвокультурологического подхода является направленность на поиск национально-культурного компонента концепта. А философско-культурологическое исследование нацелено на выявление сущности данного феномена в общем контексте культуры.
 
Ключевые слова: концепт, понятие, концепт культуры, универсалия, мыслительный код, фрейм, гештальт.
 

Список литературы

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово, 1928/ Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. 320 с.
2. Бадмаева Т.И. Концепт «вода» в английской лингвокультуре: дисс. канд. филолог. наук: 10.02.04/ Бадма- ева Т.И., Волгоград, 2006. 220 с.
3. Барт Р. Миф сегодня// Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика, М.: Прогресс, 1989. 616 с.
4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов/ пер. с анг. А.Д. Шмелева. М: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
5. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин»// Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. М., 2003. 144 с.
6. Воробьев В.В. Лингвокультурологическая парадигма личности, М.: Издат. Российского Унив. Дружбы Народов, 1996. 169 с.
7. Глаголев В.С. Вербально-понятийные аспекты методологического дискурса// Режим доступа: <http://www.mgimo.ru/publications/?id=1002422> (дата обращения: 19.05.14)
8. Гуревич П.С. Культурология. XX век. Энциклопедия под ред. С.Я. Левит, Спб: Университетская книга, Т. 2, 1998. 446 с.
9. Гуревич Т.М. Культурологическая парадигма преподавания японского языка// Вестник МГИМО-Университета. No 2. 2012. 208–213 с.
10. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.
11. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации, М.: Наука, 1982. 160 с.
12. Красноярова Н.Г. Природа как концепт культуры: опыт культурофилософского очерка реки, воды, потока. Режим доступа: <http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-15.pdf> (дата обращения: 02.02.2014)
13. Кржижановский С.Д. Философема о театре. Режим доступа: <http://www.utoronto.ca/tsq/04/krzhizhan04.shtml> (дата обращения: 13.01.2013)
14. Мунтян М.А. Современный учебник дипломатических переговоров // Вестник МГИМО-Университета. 2012. No 6. С. 321-323
15. Неретина С.С. Тропы и концепты. М.: Рос. АН, Ин-т философии. 1999. 277 с.
16. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика/ З.Д. Попова, И.А Стернин. Воронеж: Истоки, 2006. 226 с.
17. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. Воронеж: Истоки, 2002. 60 с.
18. Перевозникова А.К. Концепт душа в русской языковой картине мире: дисс. канд. филол. наук/ А.К. Перевозникова, Российский ун-т дружбы народов. М., 2002. 184 с.
19. Силантьева М.В. Философия культуры Н.А.Бердяева и актуальные проблемы современности/ М.В. Силантьева. М.: ГАСК, 2005. 220 с.
20. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. 824 с.
21. Торкунов А.В. По дороге в будущее/ А.В. Торкунов; ред.-сост. А.В. Малыгин, А.Л. Чечевишников. М.: Аспект Пресс, 2010. 476 с.
22. Фаткуллина Ф.Г., Сулейманова А.К., Гибадуллина Л.З. Концепт как базовая категория лингвокогнитологии и лингвокультурологии. Режим доступа: <http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/modern-
control-technology-c112/11886-c112-148> (дата обращения: 24.03.2014)
23. Халяпина Л.П. Разработка новой модели преподавания лингвистических дисциплин, ориентированной на формирование компетенции универсальных культурных концептов// Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. Т. 4. No 4. с. 131-135