От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной коммуникации

Медведева Светлана Михайловна к. полит. н., доцент кафедры философии МГИМО(У) МИД России. E-mail: svetamedvedeva@mail.ru

Медведева Светлана Михайловна
Вся статья: 
Научная коммуникация(НК) – это движение научных идей от учёного через научное сообщество в массовое сознание. В настоящее время эта область исследований вызывает пристальный научный и практический интерес. Вместе с тем, приходится признать, что научная коммуникация страдает от отсутствия теоретических моделей, способных её интегрировать. Данная статья представляет собой попытку в какой-то степени восполнить этот пробел. В ней предлагается пятиступенчатая модель движения и трансформации научных идей от момента создания до их появления в виде социальных мифов в массовом кино и литературе. В качестве элементов НК рассматриваются:
 
(1) этап учёного (генерация идеи);
(2) этап научного сообщества (продвижение идеи внутри научных кругов, оформление её по правилам парадигмы);
(3) этап заинтересованных групп (коммуникация учёных с государством и бизнесом, обучение будущих специалистов);
(4) этап популярной науки (продвижение научных идей в массовой культуре);
(5) этап художественного творчества (предметом коммуникации становится не знания, а миф о науке).
 
Каждый этап научной коммуникации рассматривается как самоценная сфера бытия научных идей. Между всеми этапами происходит постоянный взаимообмен. Движение идей может осуществляться последовательно через все этапы. Однако возможна и независимая коммуникация между несмежными подразделами: от учёного к популярным изданиям, от художественных произведений к научному сообществу. Причём движение идей происходит как в направлении от научного сообщества к общественности, так и обратно. Это и создаёт условия для полноценной коммуникации и диалога, все участники которого – равноценные партнеры.
 
Ключевые слова: научная коммуникация, популярная наука, массовая культура, общественность.
 

Список литературы

1. ВЦИОМ. Пресс-выпуск No1684. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111345.
4. Bucchi M. Of deficit, deviations and dialog: theories of public communication of science/Handbook of Public communication of science and technology. N.Y., Routladge, 2008. p. 57-76.
5. Investigating science communication in information age/ Holliman R. etc. (Eds). Oxford, Oxford univ. press, 2009. 312 p.
6. Communicating science: new agendas in communication/ Kahlor L.A., Stout P. (Eds.). N.Y., Routledge, 2010. 265 p.
7. Gregory J., Miller S. Science in public. Communication, culture and credibility. Cambridge, Basic Books, 2000. 304 р.
8. Misunderstanding Science? The Public Reconstruction of Science and Technology/ Irwin A., B. Wynne (Eds). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. 240 р.
9. Wynne B. Misunderstood Misunderstanding: Social Identities and Public Uptake of Science. Public Understanding of Science. 1992, No 1, p. 281-304.
10. Einsiedel E.F. Public participation and dialog. /Handbook of Public communication of science and technology. N.Y. Routladge, 2008. p.173 -184.
11. Challenging Futures of Science in Society: Emerging trends and cutting-edge issues/ Report of the MASIS Expert Group setup by the European Commission, 2009. 84 p.
12. Russell H. Communicating science: professional, popular, literary. Cambridge, Cambridge univ. press, 2010. 350 p.
13. GibbonsM.,LimogesC.,NowotnyH.,SchwartzmanS.,ScottP.,TrowM.TheNewProductionofKnowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. London etc., Sage Publications, 1994. 95 p.
14. Feuer L.S. Ideology and the ideologists. New York: Harper & Row. 1975. 213p.
15. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., Правда, 1990. 558 с.
16. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М., Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 220 с.
17. Полани М. Личностное знание. М., Прогресс, 1995. 344 с.
18. Gross, A. The Rhetoric of Science. Cambridge MA, Harvard University Press. 1990ю 248 р.
19. Юревич А.В. Социальная психология науки. СПб, Изд-во РХГИ, 2001. 350 с.
20. Etzkowitz Н. The Triple Helix: University-industry-government Innovation in Action. N.Y., Routledge, 2008. 164 р.
21. Латур Б. Наука в действии. СПб, Из-во Европ. Унив. в СПб, 2013. 414 с.
22. Медведева С.М. Российская наука и государство: образ ученого в современном российском кино// Вестник МГИМО-Университета. 2014. No2 с. 184-192.
23. Коннов В.И. Развитие системы высшего образования в России и за рубежом: теоретические ориентиры / Право и управление. XXI век. 2013. No 1. с. 28-36.