Китайская аспирантура: особенности национальной системы подготовки интеллектуальной элиты

Ащеулова Надежда Алексеевна – к.соц.н., руководитель Центра социолого-науковедческих исследований Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. E-mail: simar@bk.ru
 
 
 
Душина Светлана Александровна – к.филос.н., доцент, н.с. Центра социолого-науковедческих исследо- ваний Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. E-mail: sadushina@yandex.ru
 
 
Вся статья: 

В статье анализируются институциональные особенности китайской аспирантуры, показывается ее связь с социально-экономическими преобразованиями. Авторы фиксируют внимание на том, что молодые доктора наук востребованы не только на академических рынках, но и в инновационно ориентированных отраслях экономики КНР. Это обстоятельство является ключевым для госу- дарственной научной политики Китая, которая сохраняет курс на расширение PhD-программ, повышая при этом качество научных исследований.

Ключевые слова: Аспирантура, научная политика, рынок труда, международное сотрудничество, международная мобильность, научная диаспора, университеты, академии.

Примечания
1. В Китае действует стандартная трехуровневая программа подготовки кадров (болонский вариант): бакалавр, магистр (Degree Student Master), докторант (PhD Degree Student, Doctor), при этом «Postgraduates» применяется в Китае как к магистру, так и докторанту. Однако «аспиранту» в нашем понимании более соответствует PhD Degree Student.
2. Му Жунпин. Реформа и оценки системы академии наук КНР // Реформы науки и техники в РФ и КНР: итоги и пер- спективы. Материалы Международного форума «Реформы науки и техники в РФ и КНР: теория и практика», Пекин (КНР), 17 – 18 октября 2005 г. / Под ред. Н.А. Ащеуловой, Бао Оу, Э.И. Колчинского. СПб.: Нестор-История, 2009.С. 52.
3. Qing Zhao, Theoretical Analysis of the Chinese PhD Human Capital Acquisition: Factors, Mechanisms and Frameworks // Literacy Information and Computer Education Journal (LICEJ), Volume 1, Issue 3, September 2010, P. 151
4. Как замечает С. Миронин в своей статье «Наука Китая и России. Куда ведут их дороги прогресса? URL: http://physics. gov.az/mironin_china_russia.pdf «деньги не являются лимитирующим фактором для науки в Китае».
5. Программированное интервью с профессором института социологии Китайской Академии Общественных Наук (КАОН), кафедры социологии образования Li Chunling состоялось 30 ноября 2011 года в Институте социологии КАОН (Пекин).
6. China statistical yearbook on science and technology 2010 [Electronic resource] //National Bureau of Statistics of Ministry of Science and Technology of the People’s Republic of China . China Statistics Press, 2010 http://www.stats.gov.cn/tjsj/
ndsj/2010/indexeh.htm, дата обращения 29 ноября 2011 года.
7. Цит. по: Борисова А. Аспирантура застряла в Средневековье [Электронный ресурс] URL http://www.gazeta.ru/
science/2011/04/21_a_3590801.shtml дата обращения 30 ноября 2011 года
8. Программированное интервью с доктором Niu Jianlin из Института демографии и рынка труда КАОН состоялось 1
декабря 2011 в Институте демографии и рынка труда КАОН (Пекин).
9. Доклад ЮНЕСКО по науке за 2010 год [Электронный ресурс] URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001898/189883R.
pdf дата обращения 28 февраля 2011 года.
10. Следует отметить, что аспирантура в Китае, как и обучение в вузах вообще, платная. Ее могут оплачивать государ-
ство, компания либо сам аспирант (докторант).
11. International Cooperation and Exchanges [Electronic resource] // Ministry of Education of the People’s republic of China
URL: http://www.moe.gov.cn/publicfiles/business/htmlfiles/moe/s4971/index.html дата обращения 1 декабря 2011 года.
12. Как отмечает W. Wells, с 1985 года правительство КНР дает старт программам по обучению китайских студентов за рубежом (William A. Wells. The returning tide. How China, the world's most populous country, is building a competitive research base [Electronic resource] // Journal of Cell Biology, Vol. 176, Number 4, 2007 URL: http://www.biotext.com/China.pdf.
13. Koen Jonkers. A Comparative Study of Return Migration Policies Targeting the Highly Skilled in Four Major Sending Countries // MIREM Project 2008/5 [Electronic resource] http://www.mirem.eu/research/reports дата обращения 1 декабря 2011 года
14. Annual Report 2011 of Chinese Academy of Sciences. Beijing, 2011, P. 78
15. Fellowship for Young International Scientists // Chinese Academy of Sciences, CAS, 2011, P. 20.
16. China statistical yearbook on science and technology 2010 //National Bureau of Statistics of Ministry of Science and Technology
of the People’s Republic of China.China Statistics Press, 2010, с. 206.
17. China statistical yearbook, 2010 [Electronic resource] //National Bureau of Statistics of Ministry of Science and Technology
of the People’s Republic of China . China Statistics Press, 2010 URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2010/indexeh.htm,
дата обращения 29 ноября 2011 года.
18. Wissenschaft weltofen 2011 [Electronic resource] URL: http://www.wissenschaft-weltoffen.de/daten/4/3/3) дата обращения
8 декабря 2011 года.
19. National Science Foundation URL [Electronic resource] http://www.nsf.gov/statistics/sed/pdf/tab26.pdf дата обращения
8 декабря 2011 года.
20. Сайт Times Higher Education URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010-2011/top-200.html
21. МГУ и СПбГУ занимают в этом ранжировании соответственно 499-е и 500-е места. http://www.leidenranking.com/
ranking.aspx.
22. Financial Statistics of NSFC in 2010 [Electronic resource] http://www.nsfc.gov.cn/english/09ar/2010/pdf/004.pdf дата об-
ращения 8 декабря 2011 года.