История популяризации науки во Франции

Романова Марина Давидовна – преподаватель кафедры международной журналистики, аспирант кафедры социологии МГИМО(У) МИД России. E-mail: marine.romanoff@gmail.com
 
Вся статья: 

В статье рассматривается процесс популяризации науки во Франции с точки зрения двустороннего сотрудничества учёных и СМИ. Посредником во взаимоотношениях двух сторон выступает научная журналистика как средство распространения результатов научных исследований и построения общества знания. Многовековая история взаимодействия исследователей и журналистов во Франции представляет несомненный интерес и может служить теоретической моделью, применимой к российским реалиям, способствующей повышению интереса к научно-популярным публикациям у отечественных учёных. Журналист, выступающий в первую очередь как популяризатор науки, призван доводить до непосвящённого читателя научные факты в доступной форме. В связи с этим до сих пор актуальным остаётся вопрос о профильном образовании такого журналиста: должен ли он специализироваться на конкретной области либо владеть азами письменной речи и уметь транспонировать сложный научный язык. Французские научно-популярные журналы пользуются популярностью не только среди самих учёных, которые охотно сотрудничают с издательствами и участвуют в подготовке номеров, но и среди читателей вследствие привлекательной подачи материала. Взаимоотношения журналистов и учёных следует рассматривать на теоретическом и практическом уровнях. В статье подробно анализируется первый уровень, включающий в себя историю возникновения научной журналистики во Франции с момента издания первого научного журнала в Европе, а также особенности формирования образовательной системы и фундаментальные критерии выбора данной специализации. Особая роль в формировании представления о деятельности научных журналистов отводится Ассоциации научных журналистов информационной прессы, организации, активно участвующей в развитии доверительных отношений между учёными и журналистами.

Ключевые слова: популяризация науки, образовательная система и и история научной журналистики, взаимодействие СМИ и учёных, популяризация и популяризаторы, специфика материалов научных журналов и газет, общество знания, Франция.

Список литературы
1. Медведева С.М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной коммуникации// Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4. C. 278–286.
2. Baruk S. L'age du capitaine, De l'erreur en mathématiques, éditions du Seuil. 1985.
3. Bensaude-Vincent B. Un public pour la science: l'essor de la vulgarisation au XIXe siècle //Réseaux. 1993. Т. 11. №. 58. Р. 47–66.
4. Champagne P. Les transformations du journalisme scientifique et médical //Médias, Santé, Politique, Paris, L’Harmattan. 1999. Р. 51–61.
5. François A., Barral J-A. Astronomie populaire. Paris. 1857.
6. Gaëlle S. Les journalistes scientifiques. Режим доступа: http://blog.reycom.org/archives/109 (accessed 24.08.2014).
7. Gingras Y. Pour l'avancement des sciences: histoire de l'ACFAS, 1923–1993. Montréal : Boréal, 1994.
8. Jurdant B. Les problèmes théoriques de la vulgarisation scientifique. Archives contemporaines, 2009.
9. Loume L. La profession du journaliste scientifique aux prises avec les techniques numériques: l'exemple du magazine. La Recherche. 2012.
10. Marchetti D. Une rubrique «à part». L’information médicale de l’après-guerre au début des années 80 // Questions de communication. 2007. № 11. р. 71–90.
11. Marcotte P., Sauvageau F. Les journalistes scientifiques: des éducateurs? Enquête auprès des membres de l’Association des communicateurs scientifiques du Québec //Les Cahiers du journalisme. 2006. № 15. р. 174–195.
12. Thouin M. La vulgarisation scientifique, oeuvre ouverte // Québec français. 2001. № 123. р. 52–54.