Науковедение

История популяризации науки во Франции

В статье рассматривается процесс популяризации науки во Франции с точки зрения двустороннего сотрудничества учёных и СМИ. Посредником во взаимоотношениях двух сторон выступает научная журналистика как средство распространения результатов научных исследований и построения общества знания. Многовековая история взаимодействия исследователей и журналистов во Франции представляет несомненный интерес и может служить теоретической моделью, применимой к российским реалиям, способствующей повышению интереса к научно-популярным публикациям у отечественных учёных. Журналист, выступающий в первую очередь как популяризатор науки, призван доводить до непосвящённого читателя научные факты в доступной форме.

Страноведение Европы

Изучение стран Запада, преподавание связанных с этим дисциплин имеют в МГИМО давние и прочные традиции. У истоков стояли такие корифеи отечественной науки, как академики Е.В. Тарле и В.Г. Трухановский, профессора Л.И. Зубок, Ю.В. Борисов, Ф.И. Нотович, Г.Л. Розанов. Они заложили основы школ франковедения и англоведения, германистики и американистики. «Визитной карточкой» историков-страноведов института были и остаются монографии и учебные пособия. Их появление было продиктовано профилем института, готовившего кадры международников прежде всего для практиче- ской работы. Тесная связь с МИД была «обязывающим преимуществом», порой ограничивая исследователей в выборе периодов и сюжетов для исследования.

В то же время бесспорным плюсом и качественной особенностью страноведческих школ МГИМО была актуальность исследований. Ещё одной характеристикой мгимовской традиции изучения стран Запада является анализ внешней политики и дипломатии этих стран в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и внутриполитическими процессами. Поэтому научная и учебно-методическая работа в МГИМО всегда опиралась на богатый эмпирический материал и была ориентирована на анализ реальных явлений и процессов, актуальных проблем развития зарубежных стран. Этому способствовала и профессиональная подготовка преподавательского состава института, в котором всегда было немало учёных, не понаслышке знакомых с реалиями западной действительности.

Научная школа американистики

«Отцами-основателями» американистики в МГИМО по праву считаются А.В. Ефимов и Л.И. Зубок. Алексей Владимирович Ефимов – член-корреспондент АН СССР с 1938 г., заведующий кафедрой новой и новейшей истории и декан исторического факультета МГУ, – стал одним из первых профессоров факультета международных отношений МГИМО. Ефимова отличал широкий кругозор и масштаб научных интересов. Ещё в 1934 г. он опубликовал монографию «К истории капитализма в США», начав проблемно-тематический цикл, который завершил через тридцать с лишним лет фундаментальной работой «США. Пути развития капитализма (доимпериалистическая эпоха)».

Научная школа ибероамериканистики

Традиции ибероамериканских исследований закладывались поколением профессоров, преподававших в МГИМО в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Среди них были такие крупные учёные, как историк Л.И. Зубок и экономгеограф И.А. Витвер. Формирование первого поколения мгимовцев-ибероамериканистов происходило в атмосфере, отмеченной свежими воспоминаниями о гражданской войне в Испании и сближением СССР и стран Латинской Америки, с большинством из которых в 1942–1946 гг. были установлены дипломатические отношения. Начавшаяся холодная война свела к минимуму связи с испаноязычными странами. Творческий потенциал учеников Зубока и Витвера в полной мере раскрылся только в 1960–1970-е гг., когда исторические судьбы России и Латинской Америки вновь сблизились и переплелись.
 
Целый ряд выпускников-ибероамериканистов в те годы удачно сочетали практическую и научную деятельность. Выпускники МГИМО внесли большой вклад в становление ведущих центров отечественной латиноамериканистики – Института Латинской Америки и журнала «Латинская Америка». Без малого тридцать лет ИЛА руководил член-корреспондент РАН В.В. Вольский. Журнал, основал и в течение двадцати лет возглавлял его С.А. Микоян. В настоящее время журналом также руководит выпускник МГИМО – В.Е. Травкин.
 
Многие преподаватели МГИМО принимали участие в масштабном проекте, реализованном в ИЛА, – создании энциклопедии «Латинская Америка», а руководители проекта – В.В. Вольский и А.Н. Глинкин – в течение длительного времени преподавали в МГИМО. 
 

Научная школа Востоковедения в МГИМО

26 февраля 1796 года в России был издан императорский указ об учреждении в Коллегии иностранных дел «особого Департамента для отправления дел, касающихся до азиатских народов» и в следующем году при нём открылась школа переводчиков китайского, маньчжурского, персидского и турецкого языков. Однако вопрос о специальной подготовке кадров для российского дипломатического ведомства был решён окончательно только в XIX веке. В 1815 г. был основан Лазаревский институт восточных языков, в 1823 г. – Учебное отделение восточных языков при Азиатском департаменте МИД Российской империи. 

 

 

От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной коммуникации

Научная коммуникация(НК) – это движение научных идей от учёного через научное сообщество в массовое сознание. В настоящее время эта область исследований вызывает пристальный научный и практический интерес. Вместе с тем, приходится признать, что научная коммуникация страдает от отсутствия теоретических моделей, способных её интегрировать. Данная статья представляет собой попытку в какой-то степени восполнить этот пробел. В ней предлагается пятиступенчатая модель движения и трансформации научных идей от момента создания до их появления в виде социальных мифов в массовом кино и литературе.

Понятие «концепт» в системе наук о культуре

В статье на основе анализа различных дискурсов (философского, лингвистического, лингвокультурологического, философско-культурологического) по проблеме «концепта» предпринята попытка выявления особенностей данных подходов к пониманию и исследованию этого понятия. Термин «концепт» находится сейчас на пике популярности в гуманитарной литературе, что связано, во-первых, с его относительной универсальностью, а во-вторых, с процессами глобализации, которые порождают интерес к исследованию различия представлений о ключевых понятиях изучаемых стран и культур.

Регулирование экспертизы научных проектов в Немецком научно-исследовательском сообществе

В статье рассматривается регулирование процедуры экспертизы научных проектов в Немецком научно-исследовательском сообществе. Автор анализирует этапы проведения экспертизы и приводит ряд критических замечаний по существу данной процедуры, затрагивающих необходимость более полного информирования заявителей о результатах экспертизы, пересмотра условий оплаты работы экспертов, отхода от принципа анонимности.

Интеллектуальная миграция в Израиль: российский аспект

Статья посвящена исследованию фактора интеллектуальной эмиграции из России в Израиль. Рассматриваются исторические предпосылки данного процесса, прослеживаются различные его тенденции в разные периоды времени. Автор предпринимает попытку анализа «утечки умов» из России в Израиль и дает рекомендации по формулированию государственной политики России с целью уменьшения российского интеллектуального миграционного потока в Израиль на современном этапе.

Политика регулирования интеллектуальной миграции в современной Германии

В статье рассматриваются изменения в миграционной политике современной Германии, которая, столкнувшись в конце XX – начале XXI в. с проблемами нехватки кадров в наукоемких отраслях экономики и «утечкой мозгов», активизировала политику по привлечению высококвалифицированных специалистов из-за рубежа.

Страницы