Центральная Азия, европоцентризм, колониальность

Нурулла-Ходжаева Наргис Талатовна – д.филос.н., cтарший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН, 107031 Москва, ул. Рождественка, д.12. Email: Nargis.nurulla@gmail.com.
Вся статья: 

Предлагаемая статья, это не очередной раунд ревизионизма в истории, речь идет о возможной перспективе снижения масштабов доминирующей европоцентристской эпистемологии на основе которой был выстроен современный стереотип знаний по всей Центральной Азии.

Большинство исследователей региона не спешат оценить масштаб конфликтной конфронтации, которая была создана европоцентризмом. Тому свидетельство многочисленные статьи по такой застывшей (и печально тупиковой) дилемме, почему и как разделили земли таджиков/узбеков/казахов. Публикуя очередной разбор «топорного разделения», эксперты представляют свои субалтерные, идущие с внешних границ колониального мира знания, а они в свою очередь остаются маркерами европоцентристской методологии. В процессе такого толкования важнейшая роль отводится современной культуре, которая способствовала оформлению парадокса, представляемого нами через перефразированный советский афоризм: современность и колониальность близнецы-братья.

Инициирование процесса деколонизации сознания по всем пяти республикам региона возможно. И одно из предлагаемых решений, это признания цельности плюрально-циклической культуры и философии всего региона. Такой акт поможет, в меньшей степени, ориентироваться на подачу знаний в определенных, ограниченных национальными единицами, рамках (снизив масштаб «фетишизации национальной идентичности»); и создаст условия для проектирования «моста», соединив тем самым разные культурные, идеологические, и институциональные пространства в которых вращается Центральная Азия, как транснациональная интеллектуальная матрица.

Такая теория может дать смысл и порядок эмпирическим фактам, и тем самым подтолкнуть исследователей из сферы констатаций в сферу критической аналитики, и тем самым вдохновить на открытия новых направлений/подходов, соединив их с имеющимся колониальным опытом. И важно, что на этой основе может стартовать диалог, где центрально-азиатские исследователи будут на равных с другими исследовательскими школами (как между странами, так и за пределами региона).

Ключевые слова: Центральная Азия, Мавераннахр, европоцентризм, колониализм, колониальность, плюральность, культура.

Список литературы
1. Аристотель. Никамохова этика. – М.: ЗАО Изд. Эксмо Пресс, 1997 C. VII
2. Бартольд В.В. Сочинения. Т. 6. Работы по истории ислама и арабского халифата / В.В.Бартольд. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966. 784 с.
3. Бируни Абу Рейхан. Индия / Пер. с арабского А.Халидова, Ю. Завадовского. М.: Ладомир, 1995. - 727 с.
4. Бобохонов Р. Историография Таджикистана нового и новейшего времени. 22.07.2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1437514500 Дата обращения: [ 20.09
2015]
5. Валиханова, Н. С. Историография национальных движений партий Средней Азии в период 1917–1991 гг.:дис. … докт. ист. наук : 07.00.09 / Московский государственный университет сервиса. М., 2001. С. 76.
6. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 510.
7. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2т. Т.1./ Пер. с нем. Левина М.И. // Предисловие Гулыги А.В. М.: «Мысль», 1976. 420с.
8. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3 т., Том 1, М.: Мысль, 1975. С. 345
9. Голенищев-Кутузов, Н. И. Творчество Данте и мировая культура / Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. — М.: Наука, 1971. 551 150 c.
10. Десять вопросов Беруни относительно “Книги о небе” Аристотеля и ответы Ибн Сины [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Beruni1/text.phtml?id=1970 Дата обраще-
ния: [5.09.2015]
11. Диц Г. Миссия философа: спасти Евросоюз. Хабермас – последний европеец; Spiegel [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.is/20130416210441/www.inosmi.ru/europe/20111128/178621730.
html#selection-337.0-357.22 Дата обращения: [10.09.2015]
12. Ибн Сина Ар-рисала фи-л-ахлак (Трактат об этике). Пер. с таджик. Сулаймони С.// Абуали Ибн Сина, Избранное, в 2-х тт., Т. 2 Душанбе – Ашгабат: Культурный центр Посольства ИРИ в Туркменистане,
2003. С. 163- 176.
13. Лотман, Ю. М. Текст в тексте — Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам.Тарту, 1981. Т. XIV. Вып. 567. 10 с.
14. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. Изб.произв. в 3 т., т.1 М. 1980.525 с.
15. Нурулла-Ходжаева Н.Т. Проблемы космополитизма и альтернативности в истории народов Центральной Азии Вестник МГИМО-университета, N 4 (43) 2015, Cc. 103-111
16. Нурулла-Ходжаева Н.Т. Община в Центральной Азии (диалектика традиции и модернизации в начале ХХI века). Монография. М.: МГУКИ, 2012. 369 с.
17. Нуртазина Н.Д. Народы Туркестана: Проблемы Ислама, интеграции, модернизации и деколонизации (на рубеже 19 - 20 вв.) Алматы, Казак университети, 2008, 110 с.
18. Усмонов.Ф.И. Абумансур ас-Са`алиби и его «Татиммат ал-йатима» как источник по арабоязычной персидско-таджикской поэзии X века. : дисс…канд. филолог.наук / Институт философии и права АН
РТ. - Душанбе, 2011.
19. Переводческая школа в Толедо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Toledo_School_of_Translators Дата обращения: [09.09.2015]
20. Песни трубадуров (перевод со страропровансальского Анатолия Наймана). - М.: Наука, 1979. 260 с.
21. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 3. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. 464 с.
22. Рахимов, М. Х. Антропология Абу Али Ибн Сины: дис. … докт. филос. наук: 09.00.03 — история философии / Институт философии и права АН РТ. Душанбе, 2004. 385 с.
23. Российский государственный архив социально-политической истории: Краткий справочник: Справочно-информационные материалы к документальным и музейным фондам РГАСПИ. М.: РОССПЭН,
2004. Вып. 3. 352 с.
24. Сахих аль-Бухари. Мухтасар. Полный вариант / Сост. имам Абу-ль-'Аббас Ахмад бин 'Абд аль-Латиф аз-Зубайди / Пер. с араб., примеч. и указат. В.А.Нирша. М.: Изд.: Умма, 2003
25. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/90958 Дата обращения: [30.09. 2015]
26. Социальные, этические и эстетические взгляды Аль-Фараби. - Алма-Ата: Наука, 1984. – 176 с. С. 3–4
27. Снесарев А. Е. Рец. на кн.: К. Клаузевиц. Основы стратегического решения // А.Е.Снесарев. - Военная мысль и революция, 1924. No 4. c. 24
28. Степанян К. Макбет и Раскольников: (О Достоевском, Шекспире и "надъюридическом преступлении") // Независимая газета + НГ - EX LI, 2015. 20 августа. С. 4
29. Тлостанова М. Колониальность переживет колониализм. 17 декабра 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/8258-madina-tlostanova-o-dekolonialnom-povorote
[дата обращения: 08.09.2015]
30. Турсунов А. Эхёи Аджам (Возрождение Ренессанса). Душанбе, 1989 (на тадж. яз)
31. Убайдуллоев Н.К. История народного образования Таджикистана второй половины XIX - начала XX вв. / Институт философии и права АН РТ. Душанбе, 2003. http://www.dissercat.com/content/istoriyanarodnogo-obrazovaniya-tadzhikistana-vtoroi-poloviny-xix-nachala-xx-vv
32. Фарханг ва истиклол. (Культура и независимость). Сборник к 20-летию независимости РТ / под ред. Гулназара. - Душанбе, 2011 (на тадж. яз)
33. Фрай Р. Наследие Ирана. Серия: Культура народов Востока . М.: Восточная литература, 2002. — С. 57.
34. Фитрат А. Давраи хукмронии амир Олимхон . Душанбе: Палатаи давлатии китобхо, 1991. (на тадж. яз)
35. Шахиди М. Ибн Сино и Данте. Душанбе: Дониш. 127 с.
36. Шахиди М. Абу Али ибн Сина - обитатель Лимба Дантовские чтения. М., 1985. Cc.151-174 с. 151-152
37. Abu-Lughod Janet L. Before European hegemony: the world system A.D. 1250-1350, N-Y: Oxford Univ. Press, 1989. p. 34
38. Avicenna’s De Anima (Fi’l-Nafs) , tr. F. Rahman. - reprint, University of Durham publications, Oxford U.P., 1970.
39. Barfield Thomas The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, Cambridge, Wiley-Blackwell, l989, 348 p.
40. Berrada M. The Game of Forgetting. tr. I.J.Boullata. Austin, TX, 1996. 128
41. Blanchard, I. The Middle Ages: A Concept too Many? Inaugural Lecture, Edinburgh, 1996 / Blanchard I [Электронный ресурс] http://www.ianblanchard.com/CEU/paper1.pdf. Заглавие с экрана. Дата обращения:
[30.01.2012]
42. Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. N. -Y., 1973, 203 p.
43. Frye R.N. Golden Age of Persia, London: Weidenfeld & Nicolson, 1977 91 p.
44. History of Civilizations of Central Asia. Multiple History Series. UNESCO Publishing. Available at: http://www.unesco.org/culture/asia/index-en.html Accessed: [28.09.2015]
45. Ibn-Khaldun, The Muqaddimah: An Introduction to History — Ed. by N. J. Dawood, 1967. Princeton, NJ: Princeton University Press. Pp. 247–327.
46. Lohrasp G. Some remarks on Farabi's background: Iranic (Soghdian/Persian) or (Altaic)?” (2009) Available at: http://www.archive.org/download/SomeRemarksOnFarabisBackgroundIranicsoghdianpersianOraltaic/
Far abiremarksonbackground.pdf Accessed: [15.09.2015]
47. Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
48. Mignolo W. Local histories/Global design. Coloniality , subalter knowledges, and border thinking 2000, Princeton: Princeton University Press, 720 p.
49. Sardar Z. The Future of Muslim Civilization, Croom Helm, London: second edition, Mansell, London, 1987.
50. Turner F. Culture of Hope, 1995 Free Press, N-Y, London. Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore, 456 p.
51. Taheri J. Symbolism in an anecdote of “Ma’snavi Ma’anavi” Available at: http://www.reportworld.co.kr/paper/view.html?no=2874192 Accessed: [18.09.2015]
52. Wallerstein I., Guijano A. Americanity as a Concept, or the Americas in the Modern World-System, International Social Science Journal, N 134, Nov., 1992, Pp.549-557.