Рыночная концепция ХХI века: новый подход к сегментации потребителей

Соколова Мария Игоревна – к.э.н., профессор кафедры менеджмента, маркетинга и ВЭД МГИМО МИД России. E-mail: mar-sok@mail.ru.
 
Вся статья: 

Мировое экономическое развитие в XXI в. сохраняет тенденции и противоречия предшествующего столетия. Экономический рост в ряде стран и, как следствие, рост потребления соседствует с обострением глобальных проблем современности. Это не только экология и климатические изменения, что, несомненно, достойно внимания мирового сообщества, но и социальные проблемы. Среди последних вопрос бедности занимает центральное место. Бедность является общемировой проблемой, участие в решении которой принимают местные органы власти, международные организации, коммерческие и некоммерческие структуры. Игнорировать катастрофическое положение в борьбе с данной проблемой нельзя. Необходимо искать пути её решения не только существующими методами, но и разрабатывая новые подходы. Одной из наиболее значимых тенденций в борьбе с бедностью является развитие коммерческих предприятий, работающих в сегменте населения с низким уровнем дохода и позволяющих выйти из нищеты миллионам человек по всему миру. Иными словами, одним из решений проблем бедности, может стать привлечение коммерческого капитала путём экономического обоснования доходности и перспективности инвестиций в компании, работающие в сегменте населения с низким уровнем дохода. Подобный подход включает это население в экономическую активность, делает их полноценными участниками рынка, что способствует созданию потенциала для экономического роста и является ключевым шагом к выходу из бедности.

Ключевые слова: сегментация, дно экономической пирамиды, уровень дохода, бедность, паритет покупательной способности, методы борьбы с бедностью, инновации, благотворительность, социальное предпринимательство, социально ответственный бизнес.

Список литературы
1. Дементьева А.Г. Соколова М.И. Управление персоналом. М.: Магистр, 2008. 287 с.
2. Доклад об осуществлении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия / ООН, Нью Йорк, Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, июнь 2010. 76 c.
3. Королёва А. Доходы продолжают падать [Электронный ресурс]. // Expert Online. 18.12.2015. Режим доступа: http://expert.ru/2015/12/18/dohodyi-prodolzhayut-padat/ (дата обращения: 10.04.2016).
4. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и практика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 655 с.
5. Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М.: Издательство «Европа», 2009. 188 с. ISBN: 978-5-9739-0180-6.
6. Соколова М.И. Корпоративная стратегия и корпоративное управление // Управление корпоративными финансами. 2006. № 4. С. 10 15.
7. Стрелец И.А. Влияние новых технологий на экономическое поведение потребителей и фирм // США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 8. С. 63 72.
8. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [Электронный ресурс]. / Федеральная служба государственной статистики РФ. 18.04.2013. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.04.2016).
9. Kotler Ph., Lee N. Corporate Social Responsibility: Doing the Most Good for Your Company and Your Cause. John Wiley & Son Hoboken, New Jersey, 2005. 310 p
10. Prahalad C.K. The fortune at the bottom of the economic pyramid / C.K. Prahalad, Stuart L. Hart // strategy + business. 2002. No. 26. 14 p.
11. Prahalad C.K. The fortune at the bottom of the pyramid. Pearson Education, 2010. 497 p.
12. Prahalad C.K., Hammond A. Serving the world's poor, profitably // Harvard business review. Vol. 80. No. 9 (September 2002). Pp. 48 57.
13. Fast facts, Poverty reduction / United Nations Development Programme, New York, 2013. 2 p.
14. Interview: C. K. Prahalad // Business Strategy Review. Vol. 15. No. 2. June 2004. Pp. 13 – 16.
15. Karnani A. The Mirage of Marketing at the Bottom of the Pyramid: How The Private Sector Can Help Alleviate Poverty // California Management Review. Vol. 49. No. 4. Summer 2007. Pp. 90 111.
16. The next 4 billion. Market Size and Business Strategy at the Base of the Pyramid / The World Resources Institute, WB International Finance Corporation, 2007. 151 p.
17. Nelson J., Ishikawa E. and Geaneotes A. Developing Inclusive Business Models. A Review of Coca-Cola's Manual Distribution Centers in Ethiopia and Tanzania. Executive Summary. / Harvard Kennedy School and WB International Finance Corporation, 2009. 32 p.
18. Grameen Bank – Bank For Small Business. Banking for the poor [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grameen-info.org (дата обращения: 05.04.2016)