Тезисы предвыборной программы академика А.В. Торкунова

 

Анатолий Васильевич Торкунов – Ректор МГИМО(У) МИД России, академик РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, член Коллегии МИД, член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, президент Российской ассоциации международных исследований, доктор политических наук, профессор.
 

 

 

Вся статья: 

Настоящие тезисы предвыборной про граммы опираются на предшествующий опыт МГИМО, имеющиеся ресурсы, на положения действующей Стратегии развития университета и на предложения по ее корректировке, которые неоднократно высказывались в ходе встреч ректора с профессорско-преподавательским составом, в частности, с молодежным активом.

Общая ситуация. МГИМО входит в третий за последние двадцать лет этап своего реформирования. Мы прошли путь от сравнительно небольшой дипломатической школы полузакрытого типа к современному вузу, успешно вписавшемуся в рыночные реалии. Следующим этапом стал, для нас по сути - пионерский, а по результатам – стратегически выигрышный, переход на Болонскую систему, в процессе которого мы внедрили механизм бакалавр/магистр, ввели новую шкалу оценки знаний, учредили совместные образовательные программы с зарубежными партнерами и смогли адаптироваться к новым требованиям российской образовательной среды.

Важнейшей чертой нынешнего этапа в развитии МГИМО становится не просто возрастающая конкуренция с лучшими российскими вузами за перспективных абитуриентов, лучших преподавателей, исследовательские заказы, но конкуренция с зарубежными вузами.

В этой ситуации МГИМО должен стать подлинно международным университетом. Интернациональным - по духу, мировым – по значению. МГИМО должен идти в ногу с современной Россией, стремящейся вовне, все более заметной и влиятельной в глобальном мире. Стратегические цели, которые мы ставим на ближайшие годы:

– МГИМО – лучший вуз страны общественно-научного профиля;
– МГИМО – самый узнаваемый и востребованный российский университет за рубежом;
– МГИМО – участник пятерки лучших общественно-научных университетов и университетских исследовательских центров стран СНГ и Центрально-Восточной Европы;
– МГИМО – мировой лидер в сфере современной прикладной лингвистики;
– МГИМО – ведущий игрок отечественного бизнес-образования в сфере подготовки российских кадров для работы в международной среде и иностранных кадров – России и на постсоветском пространстве;
– МГИМО – ведущий центр российской «академической дипломатии» и важнейший экспертный институт по вопросам внешней политики для МИД России и органов государственной власти нашей страны;
– МГИМО – университет, где выгодно и комфортно работать преподавателю;
– МГИМО – университет, куда стремятся абитуриенты с самыми высокими баллами и откуда выходят профессионалы с безупречными и востребованными знаниями.

Важнейшие задачи, которые нужно решить в ближайшие три-пять лет. В сфере организации учебного процесса и работы преподавателей:

– дальнейшее реформирование экономического образования и управленческих дисциплин с ориентацией на наиболее востребованные и перспективные направления; динамизация и серьезное обновление учебного процесса в сфере международных отношений, создание новых регионоведческих комплексов; кардинальные и срочные меры по поиску профессиональной ниши для политологического образования; поддержание высокого уровня юридического образования
с одновременной модернизаций магистерских программ; продолжение реформирования программ по журналистике, общественным связям и массовой коммуникации с обязательным акцентом на международную составляющую и прикладные аспекты; полноценное становление нового направления – экологии и природопользования; вывод всех программ, связанных с энергетической проблематикой, на качественно новый уровень, прежде всего, за счет корпоративных и  международных модулей и обновления задействованного преподавательского состава;
– акцентирование самостоятельной ценности лингвистического образования, получаемого в МГИМО; дальнейшее развитие и корректировка магистерских программ лингвистического профиля; создание развернутых обучающих программ в аспирантуре лингвистического профиля;
– повышение внимания к деятельности языковых кафедр; курс на укрепление профессиональных языковых школ, в том числе синхронного и письменного перевода; создание механизмов взаимного перекрестного повышения квалификации преподавателей специальных и языковых кафедр;
– создание полноценной системы бизнес-образования и постдипломной переподготовки с максимальным включением потенциала «линейных» факультетов и институтов; расширение практики приглашения ведущих российских и зарубежных преподавателей на программы бизнес-образования; разработка специальных корпоративных программ, прежде всего, для традиционно связанных с МГИМО компаний;
– усиление содержательного и организационного взаимодействия между программами бакалаврского и магистерского уровня; повышение роли базовых факультетов в реализации программ магистерской подготовки;
– выявление приоритетных направлений развития образования в МГИМО; оптимизация организационных структур реализации учебных программ (факультетов, институтов, отделений, кафедр, магистерских программ); ликвидация/кардинальное реформирование образовательных программ, не пользующихся спросом со стороны высококачественного контингента абитуриентов;
– реформирование системы подбора и обновления преподавательских кадров; введение обязательного преподавательского рейтинга;
– повышение квалификации преподавательского состава не только через механизмы зарубежных и профессиональных стажировок, но и исследовательско-методологических отпусков («саббатикалс»);
– формирование прозрачной системы профессионального роста молодых преподавателей, в том числе за счет своевременного присвоения научных званий, создания условий для защиты кандидатских и докторских
диссертаций.

В исследовательской и издательской сферах:

– повышение качественного уровня исследовательской работы за счет широкого привлечения преподавательского состава, аспирантов, выпускников и формирования многопрофильных междисциплинарных коллективов;
– усиление экономической и юридической компоненты в исследованиях, проводимых для внешних заказчиков;
– коммерциализация сферы исследований с ориентацией на свободный рынок аналитической продукции;
– использование лингвистического компонента вуза в исследовательской сфере;
– привлечение доступных ресурсов РАН, ведомственных научных советов, РГНФ, Фонда публичной дипломатии имени Горчакова, Российского совета по международным делам, Российской ассоциации международных исследований, Российской ассоциации содействия ООН, международных организаций для активизации и софинансирования исследовательских проектов МГИМО;
– регулярное издание двуязычного исследовательского ежегодника;
– регулярный выпуск дайджеста/специальной версии «Вестника МГИМО» на английском языке;
– выпуск в зарубежных издательствах англоязычных учебников, ориентированных на иностранного читателя по всем основным направлениям образовательной подготовки МГИМО в предстоящие пять лет

В вопросах позиционирования университета во внешней образовательной среде и международных связях:

– проведение полноценной международной аккредитации университета;
– проведение полномасштабного международного финансового аудита МГИМО; участия МГИМО во всех практически значимых российских и международных профессиональных ассоциациях; содержательное участие представителей МГИМО в механизмах, связанных с разработкой и корректировкой образовательных стандартов, реформирования образовательной сферы в целом;
– вхождение в максимально возможное число многосторонних обменных программ; обязательное обучение в течение семестра за рубежом (в рамках Болонского процесса) каждого студента бакалавриата;
– создание системы двойных дипломов/ зарубежных модулей для всех без исключения магистерских программ;
– создание совместных программ, в том числе полного цикла (бакалаврских и магистерских), с лучшими российскими вузами; в качестве пилотного проекта – совместный бакалавриат по международным отношениям с Балтийским федеральным университетом;
– реформирование системы работы с иностранными учащимися и абитуриентами, в том числе для повышения качества иностранного контингента;
– постановка на регулярную основу каникулярных иноязычных школ для иностранцев;
– издание двуязычного журнала широкой направленности «MGIMO Journal» на основе нескольких ранее существовавших изданий.

В административно-хозяйственной, управленческой и финансовой сферах:

– формирование однозначного понимания приоритетности интересов преподавателя и студента при осуществлении любой управленческой, финансовой и другой вспомогательной к основному «производственному процессу» деятельности;
– кардинальная дебюрократизация управленческих процессов и ревизия организационно-штатного и кадрового состава подразделений, напрямую не занятых в учебной и исследовательской сферах;
– введение обязательного рейтинга эффективности для всех административно-хозяйственных, финансовых, вспомогательных подразделений и отдельных должностных лиц этих подразделений;
– введение системы «одного окна» для административно-финансового сопровождения работы преподавателей и исследователей; введение детализированных обязательных регламентов, связанных с разработкой
документов, документооборотом, взаимодействием с сотрудниками учебных, исследовательских подразделений и учащимися;
– кардинальная систематизация всех форм отчетности и переход на электронный документооборот;
– подготовка пятилетнего индикативного плана экономического и финансового развития;
– обучение сотрудников административ но-хозяйственного и финансового блока специфике университетской экономики, финансов и менеджмента.

В кадровой и социальной сферах:

– создание и совершенствование многопрофильной системы повышения квалификации для всех категорий преподавателей и сотрудников университетских кадров;
– создание механизма мониторинга преподавательских и исследовательских кадров в России и за рубежом; отработка механизма привлечения и удержания внешних кадров;
– усиление аналитической функции кадровых подразделений, направленных на изучение спроса на выпускников;
– создание системы поиска и сопровождения студенческих стажировок и производственной практики (помимо МИД России), в том числе следуя новым требованиям, предъявляемым к бакалаврской подготовке;
– создание во взаимодействии с Правительством г. Москвы жилого фонда для молодых и иногородних преподавателей и сотрудников на основе социального найма;
– дальнейшее развитие договорных отношений с лечебными и лечебно-профилактическими учреждениями;
– строительство нового студенческого общежития и университетской гостиницы;
– регулярное функционирование массового студенческого трудового лагеря на юге России.

Представленные выше тезисы будут конкретизированы, вынесены на дополнительное обсуждение и представлены коллективу университета в виде проекта «Стратегия развития МГИМО на 2012 – 2017 гг.».