Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России

Торкунов Анатолий Васильевич – действительный член РАН, ректор МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 
 
Вся статья: 

В статье рассматривается актуальный вопрос использования потенциала привлекательности российского образования в качестве инструмента долгосрочного политического влияния на международной арене. Последовательно анализируется изменение ресурсной базы лидерства в современной мировой политике, рассматриваются относительные преимущества и потенциал «мягкой силы» российской системы высшего образования, дается оценка существующим государственным инициативам в области повышения качества и привлекательности российских вузов.

Ключевые слова: Образование, «мягкая сила», лидерство, влияние в мировой политике, внешняя политика России.

Примечания
1. См.: Путин В. Россия и меняющийся мир // Российская газета. 2012. 27 февраля. URL: http://www.rg.ru/2012/02/27/putin-politika. html
2. См.: Приложение No 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (2010 г.)
3. Nye J. The Means to Success in World Politics. NY. 2004.
4. Приложение No 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации. Основные направления политики Российской
Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (2010 г.).
5. См.: Богатуров А.Д. Лидерство и децентрализация в международной системе // Международные процессы. 2006. Т.4. No 3(12)
URL: http://intertrends.ru/twelfth/001.htm
6. Подберезкин А.И., Большова Н.Н., Подберезкина О.А. Современные университеты - кузница идей, технологий и креативного
класса // Вестник МГИМО-Университета. 2012. No 2. С. 231.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.).
8. См. также: Лебедева М.М. Фор. Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета.
2009. No (6)9. С. 201.
9. См. также: Торкунов А.В. Университеты как стратегический ресурс России //Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на
национальное мировое развитие. Казань: Идел-Пресс, 2011.
10. Подробнее см.: Пресс-конференция с Торкуновым А.В. Как университетам России добиться признания на глобальном рынке
высшего образования // РБК ТВ 23 мая 2012 г. URL: http://top.rbc.ru/pressconf/23/05/2012/651297.shtml
11. Всемирный доклад по образованию 2006. Сравнение мировой статистики в области образования – Институт статистики
ЮНЕСКО. Монреаль, 2006. С. 32 – 34.
12. Тремблэй К. Интернационализация: формирование стратегий в национальном контексте // Вестник международных орга-
низаций. 2010. No 3 (29). С. 117.
13. How many students study abroad? // OECD Factbook 2011-2012. Economic, Environment and Social Statistics. 2011. P. 214.
14. Тремблэй К. Интернационализация: формирование стратегий в национальном контексте // Вестник международных орга-
низаций. 2010. No 3 (29). C. 116.
15. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального
образования Российской Федерации на период до 2015 года (2010 г.).
16. См.: Торкунов А.В. Университеты как стратегический ресурс России //Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на нацио-
нальное мировое развитие. Казань: Идел-Пресс, 2011.
17. См.: Ministry of Education. Research Findings // The Experiences of International Students in New Zealand: Report on the results of
the National Survey. May 2008. P. 44. URL: http://www.educationcounts.govt.nz/__data/assets/pdf_file/0003/23925/Report_2007_5_
research_findings.pdf
18. См.:GlobalEducationDigest2009:ComparingEducationStatisticsAcrosstheWorld-TheUNESCOInstituteforStatistics,2009.P.36-37.
19. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / под ред. проф. В.Б. Супяна. М.: Магистр,
2009. С. 220.
20. См.: Corbett A. Universities and the Europe of Knowledge. Ideas, Institutions and Policy Entrepreneurship in European Union Higher
Education Policy, 1955 – 2005. –Palgrave Macmillan, 2005.
21. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить // Российская газета. 2012. 16 января. URL:
http://www.rg.ru/2012/01/16/statya.html
22. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества
/ МИД России. 2010. С.3.
23. Обзор внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации МИД России за 2010 / МИД России.
2011. С. 161.
24. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудниче-
ства / МИД России. 2010.
25. Обзор внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации МИД России за 2011. 2012. С. 156-157.
26. Концепция поддержки Российской Федерацией подготовки национальных кадров для зарубежных стран (2002 г.) URL: http://
www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/
27. Проект Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 – 2020 гг. URL: http://russia.edu.
ru/information/analit/official/3783/
28. Лебедева М.М. Фор. Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета. 2009.
No (6)9. С. 203.
29. Панова Е.П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства // Вестник МГИМО-Университета. 2010. No2(15).
С. 160.
30. Вухт Ф. ван, Вестерхайден Д.Ф. Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образо-
вания // Вестник международных организаций. 2012. No 1 (36). URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/26/1269124950/2.pdf
31. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. No 599 "О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки" // Российская газета. 2012, 09 мая. URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html