Международные отношения

Перспективы участия ШОС в миротворческой деятельности, предотвращении и урегулировании конфликтов

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является многофункциональным межгосударственным региональным объединением. Один из приоритетов её деятельности – сотрудничество по обеспечению региональной безопасности и стабильности, в сферах противодействия терроризму, сепаратизму, экстремизму, наркотрафику, другим видам трансграничной организованной преступности и использованию информационно-коммуникационных технологий в деструктивных целях. Есть все основания полагать, что в ближайшие годы, особенно с учётом расширения состава своих постоянных стран-членов, ШОС предпримет шаги в сторону практического раскрытия заложенного в ней потенциала предупреждения и урегулирования конфликтов.

 

Международные организации: основные причины их возникновения и развития

Автор статьи утверждает, что появление во второй половине XIX в. первых постоянных международных межправительственных организаций (ММПО) и международных неправительственных организаций (МНПО) было вызвано общими причинами. Он обосновывает тезис о необходимости их исследования не в качестве отдельных самодостаточных объектов, а как явления, вызванного достигнутым в тот период высоким уровнем интернационализации хозяйственной жизни государств и социально-экономическими последствиями промышленной революции. Появление ММПО неизменно сопровождалось созданием большого числа МНПО, которые выполняли вспомогательные функции.

 

Глобальное управление Интернетом: российский подход и международная практика

Статья посвящена изучению процессов управления Интернетом на международном уровне в контексте позиции и интересов России в данной области. В качестве теоретико-методологической базы исследования была использована теория глобального управления. Изначально управление Интернетом осуществлялось на негосударственном уровне. При этом координация осуществлялась в интересах создавших Интернет США. Государствам и иным субъектам мировой политики приходится встраиваться в существующую систему управления Интернетом, вследствие чего широкое распространение получает многоуровневая или мультинаправленная дипломатия, формируются так называемые «гибридные» организации и складываются новые модели сотрудничества при участии государств и негосударственных акторов мировой политики.

Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России

Статья посвящена проблеме обеспечения безопасности, в том числе информационной, образовательной среды. На основании зарубежного и отечественного опыта даётся классификация основных угроз, определяется круг проблем, стоящих перед учебными учреждениями. Представлен комплексный обзор мер, призванных регулировать доступ к нежелательной информации, при этом особое внимание уделяется феномену социальных сетей. Также рассматриваются возможности применения мирового опыта по решению задач, связанных с нежелательной информацией в социальных сетях. Хотя юридически факт преступления в виртуальном пространстве в ряде случае сложно доказать, защита со стороны закона требуется, чтобы повысить уровень ответственности тех, кто безоглядно переносит все виды социальных взаимодействий в виртуальное пространство.

Теоретические подходы к проблеме распространения ядерного оружия

В настоящей статье проанализированы дискуссии о первопричинах распространения ядерного оружия между представителями трёх школ в теории международных отношений: реализма, либерализма и конструктивизма. Рассматриваются представленные в работах российских и зарубежных исследователей основные теоретические подходы к причинам разработки государствами ядерного оружия. Значительная часть публикации посвящена альтернативным подходам, в частности, использованию моделирования при оценке рисков ядерного распространения.

Особенности участия государства в обеспечении энергетической безопасности КНР

В статье анализируется опыт Китая по выработке энергетической стратегии и влияние государства на её реализацию, в том числе во внешней политике. В связи с нарастанием темпов урбанизации и индустриальной модернизации, высокими темпами развития экономики, ростом уровня жизни населения потребность КНР в потреблении энергоресурсов с каждым годом заметно растёт, что не может не подразумевать острого дефицита энергоресурсов в обозримом будущем. С учётом низкого уровня самообеспеченности топливными ресурсами, риски сбоя международных поставок, нестабильность в регионах-экспортёрах энергоносителей и другие аспекты глобальной энергетической политики вызывают беспокойство как государственных энергетических компаний Китая, так и руководства страны.

«Мягкая сила» во взаимоотношениях ФРГ и мусульманского мира

В последние годы во внешнеполитических концепциях ряда государств отмечается важность использования для продвижения национальных интересов инструментов «мягкой силы» – способности через политические ценности, культуру, внешнюю политику влиять на других с помощью формирования своей привлекательности. По всеобщему признанию, ФРГ – лидер по ресурсам «мягкой силы». В статье рассматривается, какие ресурсы Германия задействовала для наращивания своей «мягкой силы» на мусульманском направлении внешней политики.

Сирийский кризис, методы дестабилизации «неугодных» государств и провоцирование «управляемого хаоса»

В статье кризис в Сирии рассматривается через призму формирующейся многополярной, полицентричной системы международных отношений. Говорится о попытках Вашингтона любыми путями сохранить своё доминирование в мировых делах, удержать господство с помощью сознательной дестабилизации внутриполитических ситуаций в «неугодных» странах для их ослабления и дальнейших действий по принципу «разделяй и властвуй». В этом контексте рассматриваются отработанные на ряде регионов мира методы, нацеленные на раскачивание ситуаций в тех или иных государствах; описаны конкретные цели, которые США и их союзники стремятся достичь с их помощью; показано, как они применялись в Сирии.

 

История становления концепции экологической безопасности Японии

В статье приводится комплексный анализ трансформации экологической политики Японии. Именно Япония, столкнувшись с обострением экологических проблем ещё в период проведения программ форсированной индустриализации, сейчас по праву считается лидером в сфере обеспечения экологической безопасности не только своей территории, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В этой связи автором рассматриваются основные периоды становления концепции экологической безопасности Японии с наступления эпохи Мэйдзи до конца XX в.

Современная политика КНР в Юго-Восточной Азии

Несмотря на становление КНР как полноценно глобальной державы, её региональные интересы, в частности в ЮВА, не теряют своей значимости. Развитие отношений с АСЕАН в целом и с её 10 странами-членами в отдельности остается одним из наиболее приоритетных направлений в китайской внешнеполитической парадигме. Это продиктовано интересами обеспечения безопасного и подконтрольного буфера по периметру границ КНР – «пояса мира, стабильности и совместного процветания». Современные позиции Китая в ЮВА весьма прочны и основываются на взаимном прагматизме, что во многом обусловлено достигнутым значительным уровнем торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

Страницы