К вопросу о коммуникации и нравственной культуре

Белова Дарья Николаевна – к.философ.н., старший преподаватель кафедры философии МП факультета МГИМО(У) МИД России. E-mail: darinda2006@yandex.ru

 

Вся статья: 

Коммуникация – многофакторный феномен, охватывающий все сферы деятельности личности, все аспекты социальной жизни общества. В равной мере актуальными являются осмысление и изучение причин межкультурных недопониманий, что побуждает обращаться к обсуждению проблем межкультурного нравственного взаимодействия в различных сферах, в частности информационной политики, дипломатии, а также отдельных партнеров на уровне межличностного взаимодействия.

Регуляторами поведения человека выступают нравственные ценности, идеалы, нормы, убеждения, которые базируются на этической психологии носителей конкретного типа культуры, вырабатывая коммуникативное поведение, неотделимое от специфики национальной культуры. Традиционно устойчивые формы коммуникации выступают как символический регулятор социальных связей и поведенческих тактик.

Как считают многие исследователи, непосредственной причиной большинства конфликтов межкультурного общения является сама культура с присущим ей национально-специфическим образом жизни. Взаимодействие представителей разных культурных групп осуществляется, в первую очередь, на уровне городских субкультур, что позволяет говорить о постоянном присутствии в обществе напряженности и противоречий между основными знаниями и ценностями. Межкультурное общение охватывает не только внешний, видимый (объективный) образ жизни во всем его многообразии, в том числе и речевой, но и скрытый, внутренний (субъективный) мир, определяемый ценностными ориентациями, специфическими способами восприятия, мышления, нормами морали и поведения.

П. Вацлавик и другие исследователи рассматривают коммуникацию как conditio sine qua non (непременное условие) жизни человека и порядка в обществе, а сложность коммуникационного взаимодействия двух субъектов воспринимается как суть общения с учетом социально-культурных условий ситуации, опираясь также на социально-психологические характеристики коммуникантов. Создается, таким образом, определенная степень взаимопонимания и совместного смыслосозидания. С позиций поведенческого аспекта учитываются также межперсональные коммуникации. Для достижения согласия создаются условия взаимодействия не с помощью силы и принуждения, а посредством аргументов и рациональности.

В концепциях коммуникации современных авторов одну из ключевых позиций занимает идея наличия общего социального опыта коммуникантов, адекватность и потенциальную успешность обеспечивает также «единый коммуникативный стиль в рамках интракультурного общения и умения идентифицировать коммуникативный стиль друг друга в ситуациях межкультурного взаимодействия для уместного взаимного вербального и невербального поведения.

Ю.М. Лотман указывал, что «в нормальном человеческом общении и, более того, нормальном функционировании языка заложено предположение об исходной неиндентичности говорящего и слушающего. В этих условиях нормальной становится ситуация пересечения языкового пространства говорящего и слушающего. В ситуации непересечения общение предполагается невозможным, полное пересечение делает общение бессодержательным». По мнению Т. Малетцке, коммуникативный процесс подразумевает прежде всего взаимопонимание, содержание и смыслообразование в общении, тогда как в межличностном взаимодействии (интеракции) акцент делается на поведенческие аспекты, характер социальных отношений и действий.

Ключевые слова: Дискурс, нравственное взаимодействие и ценности, менталитет, национальный стиль общения, социоморальный ландшафт, конвенциональность, эмфатический, инкультурация, экстролингвистический, селебритизированность.