Научные школы МГИМО-Университета 
в контексте его 70-летия

 

Анатолий Васильевич Торкунов – Ректор МГИМО(У) МИД России, академик РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, член Коллегии МИД, член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, президент Российской ассоциации международных исследований, доктор политических наук, профессор.
 

 

 

Вся статья: 
В статье рассмотрены научные достижения МГИМО в сравнении с показателями наиболее престижных зарубежных и отечественных университетов, сформулированы задачи по его дальнейшему развитию как современного научно-образовательного учреждения. Рассуждения автора статьи исходят из того, что ответы человечества на «вызовы истории», то есть на вторжение образов и смыслов будущего в настоящее время, сопровождаются острыми противоречиями и конфликтами, известной хаотизацией общественных и международных отношений. Важными факторами открывающими путь к их рациональному разрешению, становятся образование и наука.
 
Особое внимание в статье уделяется проблемам подготовки современных специалистов-международников. Автор считает, что в этом деле нужно исходить из того, что «международные отношения» как учебный предмет включают в себя триаду компонентов – историко-политический, международно-правовой и макроэкономический. Это демонстрирует образование во всех наиболее престижных университетах, где ведётся подготовка специалистов по международным делам. Помимо этого, есть и целый ряд компетенций, более узких областей знаний, без реформирования которых вряд ли можно выпускать специалистов, способных эффективно действовать в современном мире. В частности, формулируется вывод о необходимости создания полноценного сегмента подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации и международно-политической психологии, психологии переговорного процесса. В настоящей статье фактически изложена программа вывода МГИМО на уровень мировых университетских центров. Данный тренд подкрепляется и общегосударственной политикой в этой области. 70-летняя история развития МГИМО свидетельствует, что реализуемый в науке, образовании и воспитании синтез традиций и инноваций реально может обеспечивать подготовку высококвалифицированных специалистов-международников.
 

Список литературы

  1. Вухт Ф. ван, Вестерхайден Д.Ф. Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования // Вестник международных организаций. 2012. No 1 (36). URL: http://ecsocman. hse.ru/data/2012/03/26/1269124950/2.pdf.
  2. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / под ред. проф. В.Б. Супяна. М.: Магистр, 2009.
  3. Лебедева М.М., Фор. Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета. 2009. No (6)9.
  4. Подберёзкин А.И., Большова Н.Н., Подберёзкина О.А. Современные университеты - кузница идей, технологий и креативного класса // Вестник МГИМО-Университета. 2012. No 2.
  5. Силантьева М. В. Аксиолого-этические аспекты межкультурной коммуникации в условиях глобализации //Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. М., 2010.
  6. Торкунов А. В. Современная история в международном контексте //Вестник МГИМО Университета. 2012. No 6. С. 7-9.
  7. Торкунов А.В. Университеты как стратегический ресурс России //Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное мировое развитие. Казань: Идел-Пресс, 2011.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html
  9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Политиздат, 1991.
  10. Aguillo I. F. et al. Comparing university rankings //Scientometrics. 2010. Vol. 85. No 1. P. 243-256.
  11. Dill D. D., Soo M. Academic quality, league tables, and public policy: A cross-national analysis of university ranking systems //Higher education. 2005. Vol. 49. No 4. P. 495-533.
  12. Schwarz S., Westerheijden D. F. (ed.). Accreditation and evaluation in the European higher education area.
  13. Dordrecht: Kluwer Academic, 2004.
  14. Taylor P., Braddock R. International university ranking systems and the idea of university excellence //Journal of Higher Education Policy and Management. 2007. Vol. 29. No 3. P. 245-260.