Методологические основы когнитивно-дискурсивной парадигмы в формировании лексической компетенции

Позднякова Елена Михайловна – д.филол.н., профессор кафедры английского языка № 3 МГИМО(У) МИД России. E-mail: HelenPozdnyakova@yandex.ru

 

Вся статья: 

Понятие «парадигма научного знания» не сразу было принято лингвистами, да и сегодня  вопрос о границах  сосуществующих в настоящее время парадигм лингвистического знания остается дискуссионным. Хотя общеметодологические характеристики парадигмы научного знания в лингвистике в принципе разработаны, активное движение лингвистики в сторону междисциплинарности влечет за собой появление переходных зон «на границе» собственно парадигм лингвистического знания, а также в «пограничных зонах» лингвистики и других наук. Когнитивно-дискурсивная парадигма представляет исследования, связанные с ролью языка в мыслительных процессах. Методологически когнитивный подход вносит значительный вклад в развитие прикладных наук, в частности в методику обучения языкам, позволяя исследовать в методических целях структуры знания,  процессы концептуализации и категоризации, дискурсивные компетенции. В статье утверждается, что когнитивно-дискурсивная парадигма:

–  все в большей степени приобретает междисциплинарный характер, тем самым сближаясь с проблемами методики преподавания иностранного языка;

– изучает вербализованные структуры знания и опыта, привнося в  формирование лексической компетенции обучающихся иностранному языку опыт окружающего мира;

– считает одной из основных своих задач исследование структуры и организации ментального (внутреннего) лексикона. 

– по мере того как дискурсивные практики становятся все более доступными для обучающихся языку в ходе онлайн-общения, предлагает на основе разрабатываемой когнитивной теории дискурса методы обучения общению.
 
 
Ключевые слова: язык, мышление, лексическая компетенция, ментальный лексикон, овладение иностранным языком, дискурсивная компетенция.
 

Список литературы

1. Керимов Т.Х. Парадигма [Текст] / Т.Х.Керимов // Современный философский словарь. М., 1996. С. 357 – 358.
2. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
3. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования/ Ин-т языкознания РАН. М.: Знак, 2012. 208 с.
4. Позднякова Е.М. Парадигмы научного знания и современное лингвистическое образование [Текст] / Е.М.Позднякова // Парадигмы научного знания в современной лингвистике: Сб. науч. трудов. Сер. "Теория и история языкознания". Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. Редкол.: Кубрякова Е.С., Лузина Л.Г. М., 2008. С. 49–63.
5. Позднякова Е.М. Моделирование участка ментального лексикона: компьютерно-корпусный подход [Текст]/ Е.М. Позднякова, Е.В. Суворина //Когнитивные исследования языка. Вып. XI: Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. науч. тр. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012. С. 173–177.
6. Crossley, S. Assessing automatic processing of hypernymic relations in first language speakers and advanced second language learners. A semantic priming approach // The Mental Lexicon. V. 8. Issue 1. 2013. P.96–116.
7. Kern R., Ware P. and Warschauer M. Network-based language teaching/ Available at http://www.gse.uci.edu/person/warschauer_m/docs/network-based.pdf (accessed November 1, 2013).