Инновационные подходы в преподавании иностранного языка на уровнях В2–С1

Александровская Елена Борисовна – к.филол.н., профессор кафедры французского языка № 1 МГИМО(У) МИД России.
E-mail: e.aleksandrovskaya@inno.mgimo.ru

 

Вся статья: 

В статье рассматривается применение инновационных подходов в иноязычном образовании в высшей школе на примере УМК Le français.ru B2-C1, в частности в преподавании грамматического аспекта. Применение компетентностного подхода, а именно принципа «студентоцентричности» и  понятия «задачи» позволяет оптимизировать учебный процесс.  Использование принципа «студентоцентричности» при введении нового грамматического материала обеспечивает повышение познавательной мотивации учащихся. Необходимо подвести учащегося к тому, чтобы он сам понял изучаемое явление и сформулировал грамматическое правило, анализируя хорошо подобранный корпус примеров и отвечая на правильно поставленные вопросы.

Еще один важный момент в подаче нового грамматического материала – сопоставление его с родным языком и самостоятельный поиск закономерностей такого сопоставления. Это позволяет лучше понять изучаемое явление, а также предупредить возможные интерференционные ошибки. Использование понятия «задачи» и заданий активного типа, хотя и не является основополагающим в преподавании грамматики, тем не менее способствует лучшему усвоению материала и выводу его в речь. Поэтому необходимо дополнить традиционные грамматические упражнения упражнениями активного типа, ориентированными на реализацию той или иной задачи.

Такие инновации, как компетентностный подход, модульный принцип, использование информационно-коммуникационных технологий, безусловно, являются важной и необходимой составляющей современного учебного процесса и современного учебника иностранного языка. Но, как и всякая новая методика, эти инновации не заменяют и не отменяют предыдущие методики, но могут успешно их обогатить и дополнить.

 
Ключевые слова: иноязычное образование, методика обучения ИЯ, УМК, компетентностный подход, преподавание грамматики французского языка, принцип модульности.
 

Список литературы

1. Александровская  Е.Б., Лосева Н.В., Читахова Л.Л. Le français. ru A1. Учебник французского языка. М.: ООО «Издательство «Нестор Академик», 2006; Le français. ru A2. Учебник французского языка. М.: ООО «Издательство «Нестор Академик», 2007; Александровская  Е.Б., Лосева Н.В., Манакина О.Е. Le français. ru В1. Учебник французского языка. М.: ООО «Издательство «Нестор Академик», 2009.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
3. Гальскова Н.Д. Основные парадигмальные черты современной методической науки // Иностранные языки в школе. 2011. № 7. С.2–11.
4. Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Какой учебник иностранного языка нужен вузу сегодня? // Иностранные языки в школе. 2011. № 5. С.63–68.
5. Cadre européen commun de référence pour les langues : apprendre, enseigner, évaluer. Paris : Les Éditions Didier, 2005. 192 с.
6. Liria Ph. Exercice de grammaire et approche actionnelle.// http://philliria.wordpress.com/2010/05/30/exercices-de-grammaire-et-approche-actionnelle/ 
7. Puren Ch. La perspective actionnelle, dernière mode officielle avant la prochaine ? //Les langues modernes. //http://www.aplv-languesmodernes.org/spip.php?article4814