Современная история в международном контексте

Торкунов Анатолий Васильевич – академик РАН, ректор МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru
 

 

Вся статья: 

Стало уже банальностью утверждение о том, что современная жизнь определяется тектоническими сдвигами переходной эпохи, которая еще не познана до конца мировой наукой. Анализ основных теорий и концепций истории позволяет сегодня сформулировать ряд новых суждений, которые могут помочь точнее определить место и значение таких феноменов, как универсализация, глобализация и регионализация в мировом историческом потоке. Современные исторические теории восстановили в научных правах такие ее признаки и феномены, как случайность, необратимость, нелинейность, цикличность, волнообразность, бифуркационность, многообразие и т.д.

Историческое знание, накопленное современной наукой, позволяет констатировать научную некорректность представлений об истории как легендарной Лете, в водах которой омывается и таким образом очищается от всего прошлого традиционного настоящее, которому, в свою очередь, через такую же процедуру предстоит превратиться в будущее. История, скорее всего, – перманентная строительная площадка, своеобразный человеческий «долгострой». В нем можно найти сосуществующими:
– социальные формы седой древности и элементы экспансии из настоящего в будущее;
– пустые «квартиры» исчезнувших культурных миров;
– зарождающееся в недрах прежних общественно-исторических систем новое латентное развитие, связываемое воедино исторической памятью и историческим познанием.

Глобализация создает новую, транснациональную сферу жизни человечества. В рамках транснационализации ускоренно развиваются и самопроявляются коды мировой системы новых цивилизаций, нарабатывается и копится энергия, необходимая для информационной перестройки всего человеческого бытия. Происходят глубокие преобразования международного ландшафта. Продвигаются в направлении становления полицентричной саморегулирующейся системы международные отношения. В мировой политике происходит укрепление роли международных сетевых структур.

Именно отсюда проистекает особая важность рассмотрения отечественной истории в глобальном контексте мирового развития – с точки зрения теории общественно-политической практики и глобализации образования. Такой подход помогает формированию не только целостного видения нашей отечественной истории, но и глобального видения всемирного развития во всех его взаимосвязях. А именно этого глобального видения пока не существует. Огромным недостатком нашего исторического сознания и методики преподавания истории является то, что мы анализируем ключевые процессы и события отечественной истории в отрыве от видения нашими слушателями, нашими учениками тех процессов, которые проходили в это время в мире.