Стратегическое предотвращение входа фирм на рынок: обзор моделей

Селиверстов Денис Анатольевич – аспирант кафедры прикладной экономики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России. 119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76. E-mail: DENIS_FP@mail.ru.
 
Вся статья: 

DOI 10.24833/2071-8160-2017-5-56-209-232 (Читать статью в PDF)

В статье рассмотрены результаты ключевых исследований, посвящённых анализу стратегического поведения старожилов рынка, направленного на предотвращение входа на рынок новых фирм. Автором выделены основные направления научных исследований в данной области, позволяющие понять особенности воздействия фирм-старожилов на поведение фирм-новичков, методы и последствия политики недопущения новых фирм на рынок.
На сегодняшний день отрасли со свободным входом представляют собой редкое явление. Зачастую проникновение новых фирм на рынок сопряжено со значительными издержками входа, которые дают возможность фирмам-старожилам пользоваться преимущественным положением на рынке и получать положительную экономическую прибыль. В случае угрозы проникновения на рынок потенциальных конкурентов старожилы предпринимают стратегические действия, направленные на предотвращение входа и сохранение своего доминирующего положения. Среди наиболее эффективных стратегий можно выделить создание дополнительных издержек входа для новичков посредством установления лимитирующего объёма выпуска продукции и лимитирующей цены, инвестиций в невозвратные активы, а также дифференциации продукции. Такие действия оказывают прямое влияние на издержки и/или прибыль новичка и способны изменить ожидания потенциального конкурента относительно будущих намерений старожилов сохранить своё доминирование на рынке.

Ключевые слова: стратегическое поведение, вход на рынок, предотвращение входа, лимитирующий выпуск, барьеры входа, невозвратные издержки, конкуренция, двухстадийные игры, новичок, укоренившаяся фирма.

Список литературы
1.    Aghion P., Bloom N., Blundell R., Griffith R., Howitt P. Competition and Innovation: an Inverted-U Relationship // The Quarterly Journal of Economics. 2005. Vol. 120, No. 2. Pp. 701 – 728.
2.    Aghion P., Bolton P. Contracts as a Barrier to Entry // American Economic Review. 1987. Vol. 77. Pp. 388 – 401.
3.    Alchian A.A. Reliability of Progress Curves in Airframe Production // Econometrica. 1963. Vol. 31. Pp. 679 – 693.
4.    Atallah G. Entry Deterrence through Fixed Cost Reducing R&D // Rivista di Politica Economica. 2007. Vol. 97. No. 4. Pp. 49 – 78.
5.    Bagwell K. Commitment and Observability in Games // Games and Economic Behavior. 1995. Vol. 8. No. 2. Pp. 271 – 280.
6.    Bain J.S. Barriers to New Competition. Cambridge: Harvard University Press, 1956. 329 p.
7.    Bain J.S. Industrial Organization. New York: John Wiley & Sons, 1968. 643 p.
8.    Baldani J., Masson R.T. Economies of Scale, Strategic Advertising and Fully Credible Entry Deterrence // Review of Industrial Organization. 1984. Vol. 1. Pp. 190 – 205.
9.    Baumol W., Willig R. Fixed Cost, Sunk Cost, Entry Barriers and Sustainability of Monopoly // Quarterly Journal of Economics. 1981. Vol. 96. No.3. Pp. 405 – 431.
10.    Bernheim D. B. Strategic Deterrence of Sequential Entry into an Industry // The RAND Journal of Economics. 1984. Vol. 15. No. 1. Pp. 1 – 11.
11.    Bonanno G. Location, Choice, Product Proliferation and Entry Deterrence // Review of Economic Studies. 1987. Vol. 54. Pp. 37 – 46.
12.    Bulow J., Geanakoplos J., and Klemperer P. Holding Idle Capacity to Deter Entry // Economic Journal. 1985. Vol. 95. Pp. 178 – 182.
13.     Bulow J.I., Geanakoplos J.D., Klemperer P.D. Multimarket Oligopoly: Strategic Substitutes and Complements // Journal of Political Economy. 1985. Vol. 93. No. 3. Pp. 488 – 511.
14.    Caves R., Porter M. From Entry Barriers To Mobility Barriers: Conjectural Decisions and Contrived Deterrence to New Competition // Quarterly Journal of Economics. 1977. Vol. 91. No. 2. Pp. 247–261.
15.    Cookson J.A. Anticipated Entry and Entry Deterrence: Evidence from the American Casino Industry, 2015. 57 p. URL: https://www.aeaweb.org/conference/2015/retrieve.php?pdfid=1215
16.    Demsetz H. Barriers to Entry // American Economic Review. 1982. Vol. 72. No. 1. Pp. 47 – 57.
17.    Dick A.R. Accounting for Semiconductor Industry Dynamics // International Journal of Industrial Organization. 1994. Vol. 12. No. 1. Pp. 35 – 51.
18.    Dixit A. A Model of Oligopoly Suggesting a Theory of Barriers to Entry // The Bell Journal of Economics. 1979. Vol. 10. No. 1. Pp. 20 – 32.
19.    Dixit A. Recent Developments in Oligopoly Theory // The American Economic Review. 1982. Vol. 72. No. 2. Pp. 12 – 17.
20.    Dixit A. The Role of Investment in Entry Deterrence // The Economic Journal. 1980. Vol. 90. No. 357. Pp. 95 – 106.
21.     Eaton B.C., Lipsey R.G. Exit Barriers are Entry Barriers: The Durability of Capital as a Barrier of Entry // The Bell Journal of Economics. 1980. Vol. 11. No. 2. Pp. 721 – 729.
22.    Ellison G., Ellison S.F. Strategic Entry Deterrence and the Behavior of Pharmaceutical Incumbents Prior to Patent Expiration // American Economic Journal: Microeconomics. 2011. Vol. 3. No. 1. Pp. 1 – 36.
23.    Farrel J., Shapiro C. Dynamic competition with switching costs // RAND Journal of Economics. 1988. Vol. 19. Pp.123 – 137
24.    Ferguson J. Advertising and Competition: Theory, Measurement, Fact. New York: Ballinger Publ., 1975. 204 p.
25.    Fudenberg D., Tirole J. Dynamic Models of Oligopoly. New York: Harwood Academic Publishers, 1986. 96 p.
26.    Fudenberg D., Tirole J. Learning by Doing and Market Performance// Bell Journal of Economics. 1983. Vol. 14. Pp. 522 – 530.
27.    Fudenberg D., Tirole J. The Fat-Cat Effect, the Puppy-Dog Ploy and the Lean and Hungry Look // The American Economic Review. 1984. Vol. 74. No. 2. Pp. 361 – 368.
28.    Fumagalli Ch., Motta M. Exclusive Dealing and Entry, when Buyers Compete // The American Economic Review. 2006. Vol. 96. No. 3. Pp. 785 – 795.
29.    Gedge C., Roberts J.W., Sweeting A. A Model of Dynamic Limit Pricing with an Application to the Airline Industry // NBER Working Paper. 2014. 76 p.
30.    Geroski P., Gilbert R., Jacquemin A. Barriers to Entry and Strategic Competition. New York: Harwood Academic Publishers. 1990. 98 p.
31.    Gilbert R. Mobility Barriers and The Value of Incumbency // Handbook of Industrial Organization. 1989. Vol. 1. Pp. 476 – 535.
32.    Gilbert R., Vives X. Entry Deterrence and the Free Rider Problem // Review of Economic Studies. 1986. Vol. 53. No. 1. Pp. 71 – 83.
33.    Goolsbee A., Syverson C. How Do Incumbents Respond to the Threat of Entry? Evidence from the Major Airlines // The Quarterly Journal of Economics. 2008. Vol. 123. No. 4. Pp. 1611 – 1633.
34.    Harrington J. Strategic Behavior and Market Structure // The New Palgrave Dictionary of Economics. London: MacMillan Press. 1987. 515 p.
35.    Hay G. Sequential Entry and Entry-Deterring Strategies // Oxford Economic Papers. 1976. Vol. 28. Pp. 240 – 257.
36.    Huisman K.J., Kort P.M. Strategic Capacity Investment Under Uncertainty. Tilburg: Operations research, 2013. 36 p.
37.    Jarmin R.S. Learning by Doing and Competition in the Early Rayon Industry // RAND Journal of Economics. 1994. Vol. 25. Pp. 441 – 454.
38.    Jun B., Vives X. Strategic Incentives in Dynamic Duopoly // Journal of Economic Theory. 2004. Vol. 116. No. 2. Pp. 249 – 281.
39.    Klemperer P. Competition when Consumers have Switching Costs: An Overview with Applications to Industrial Organization, Macroeconomics, and International Trade // Review of Economic Studies. 1995. Vol. 62. No. 4. Pp. 515 – 539.
40.    Kovenock D., Roy S. Free Riding in Noncooperative Entry Deterrence with Differentiated Products // Southern Economic Journal. 2005. Vol. 72. No. 1. Pp. 119 – 137.
41.     Kreps D., Wilson R. Reputation and Imperfect Information // Journal of Economic Theory. 1982. Vol. 27. Pp. 253 – 279.
42.    Lapham B., Ware R. Markov Puppy Dogs and Related Animals // International Journal of Industrial Organization. 1994. Vol. 12. No. 4. Pp. 569 – 593.
43.    Lieberman M.B. The Learning Curve and Pricing in the Chemical Processing Industries // RAND Journal of Economics. 1984. Vol. 15. No. 2. Pp. 213 – 228.
44.    Maskin E.S. Uncertainty and Entry Deterrence // Economic Theory. 1999. Vol. 14. Pp. 429 – 437.
45.    Mathewson G.F., Winter R.A. The Competitive Effects of Vertical Agreements: Comment // American Economic Review. 1987. Vol. 77. Pp. 1057 – 1062.
46.    McAfee R.P., Mialon H., Williams M. What Is A Barrier To Entry? // American Economic Review. 2004. Vol. 94. No. 2. Pp. 461 – 465.
47.    Modigliani F. New Developments on the Oligopoly Front // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66. No. 3. Pp. 215 – 232.
48.    Ordover J.A., Willig R.D. An Economic Definition of Predation: Pricing and Product Innovation // The Yale Law Journal. 1981. Vol. 91. No. 1. Pp. 8 – 53.
49.    Prescott E., Visscher M. Sequential Location among Firms with Foresight // Bell Journal of Economics. 1977. Vol. 8. Pp. 378 – 393.
50.    Quirk J.P., Fort R. D. Pay Dirt: The Business of Professional Team Sports. Princeton: Princeton University Press, 1992. 538 p.
51.    Rasmusen E. Entry for Buyout // Journal of Industrial Economics. 1988. Vol. 36. No. 3. Pp. 281– 299.
52.    Rey P., Tirole J. A Primer on Foreclosure // Handbook of Industrial Organization. 2007. Vol. 3. Pp. 2145 – 2220.
53.    Riordan M.H. Anticompetitive Vertical Integration by a Dominant Firm // American Economic Review. 1988. Vol. 88. Pp. 1232 – 1248.
54.    Salop S.C., Scheffman D.T. Cost-raising Strategies // Journal of Industrial Economics. 1987. Vol. 36. Pp. 19 – 34.
55.    Schelling T. The Strategy of Conflict. Cambridge: Harvard University Press, 1981. 328 p.
56.    Scherer F. Industrial Market Structure and Economic Performance. Rand McNally College Publ., 1970. 576 p.
57.    Schmalensee R. Advertising and Entry Deterrence: An Exploratory Model // Journal of Political Economy. 1983. Vol. 91. Pp. 636 – 653.
58.    Schmalensee R. Entry Deterrence in the Ready-to-Eat Breakfast Cereal Industry // Bell Journal of Economics. 1978. Vol. 9. Pp. 305 – 327.
59.    Schmalensee R. Sunk Costs and Antitrust Barriers to Entry // American Economic Review. 2004. Vol. 94. No. 2. Pp. 471 – 475.
60.    Schwartz M. The Nature and Scope of Contestability Theory // Oxford Economic Papers Supplement. 1986. Vol. 38. Pp. 37 – 57.
61.    Selten R. The Chain-Store Paradox // Theory and Decision. 1978. Vol. 9. No. 2. Pp. 127 – 159.
62.    Spence A.M. Entry, Capacity, Investment and Oligopolistic Pricing // The Bell Journal of Economics. 1977. Vol. 8. No. 2. Pp. 534 – 544.
63.     Spence A.M. Investment Strategy and Growth in a New Market // The Bell Journal of Economics. 1979. Vol. 10. No. 1. Pp. 1 – 19.
64.    Stackelberg von H. Market structure and equilibrium. Berlin, London: Springer, 2011. 134 p. (Transl. by D. Bazin, L. Urch and R. Hill).
65.    Sylos-Labini P. Oligopoly and Technical Progress. Cambridge: Harvard University Press, 1962. 206 p.  
66.    Tan K.M. Incumbent Response to Entry by Low-Cost Carriers in the U.S. Airline Industry. 2011. URL: http://ssrn.com/abstract=2006471. 32 p.  
67.    Vardy F. The Value of Commitment in Stackelberg Games with Observation Costs // Games and Economic Behavior. 2004. Vol. 49. Pp. 374 – 400.
68.    von Weizsäcker C.C. A Welfare Analysis of Barriers To Entry // The Bell Journal of Economics. 1980. Vol. 11. No. 2. Pp. 399 – 420.
69.    Waldman M. Noncooperative Entry Deterrence, Uncertainty, and The Free Rider Problem // Review of Economic Studies. 1987. Vol. 54. Pp. 301 – 310.
70.    Whinston M. Tying, Foreclosure and Exclusion // American Economic Review. 1990. Vol. 80. No. 4. Pp. 837 – 859.