Сравнительный анализ отраслевых инновационных систем: Россия и Бразилия на рынке региональных самолётов

Марианна Георгиевна Евтодьева – к.полит.н., руководитель группы Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН, Российская Федерация, 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23. E-mail: mariannaevt@imemo.ru.
 
Вся статья: 

DOI 10.24833/2071-8160-2018-3-60-179-197 (Читать статью в PDF)

В статье исследован опыт Бразилии и России в области разработки и продажи региональных самолётов. Опираясь на методологические подходы, в рамках которых отрасли промышленности рассматриваются в качестве отраслевых инновационных систем, автор анализирует проекты региональных самолётов Embraer ERJ-145 и E-Jet и проект ГСС-ОАК «Сухой Суперджет» (SSJ-100) с точки зрения коэволюции компаний, технологий, развития и динамики спроса и развития институтов и регулятивных норм, т.е. ключевых элементов инновационной системы. История продвижения на лидерские позиции на мировом рынке региональных самолётов бразильской Embraer показывает, что в её стратегии были успешно использованы как технологические, спросовые и регулятивные «окна возможностей», так и ряд благоприятных условий развития отраслевой инновационной системы (сильные финансируемые правительством исследовательские центры в аэрокосмической сфере, риск-разделённые партнёрства, кластеры и др.). Кроме того, компания Embraer выработала выгодные форматы взаимодействия с зарубежными компаниями и инвесторами, позволившие в конечном счёте обеспечить существенный рост продаж авиалайнеров.

В рамках проекта SSJ-100 также была предпринята попытка учесть открывшиеся перед российской авиаотраслью в 2000-е гг. технологические, спросовые и регулятивные возможности. Однако усилению позиций ОАК на мировом рынке гражданских самолётов помешали отсутствие ряда предварительных условий для технологического рывка, в том числе связанных с незрелостью инновационной системы, недоработанность и в целом недостаточная прозрачность механизмов финансирования и инвестирования, некоторые технологические недоработки в рамках проекта SSJ, а также низкая эффективность продаж, которые не удалось органично увязать со стратегией партнёрств с зарубежными авиахолдингами и развитием международной кооперации.

Ключевые слова: авиационная промышленность, рынок региональных самолётов, отраслевая инновационная система, кластеры, риск-разделённые партнёрства, Embraer, Объединённая авиастроительная корпорация, «Гражданские самолёты Сухого».

Список литературы:
1. Алёшин Б. Консолидация российской авиационной промышленности для повышения конкурентоспособности на мировом рынке // Экономика России: XXI век. 2006. №20. Доступ из цифровой библиотеки «Portalus.ru». URL: http://portalus.ru/ modules/ruseconomics/rus_readme.php?su baction=showfull&id=1161379140&archive =&start_from=&ucat=& (дата обращения: 05.05.2018).
2. Лопаткин Р.В. Гражданское авиастроение РФ: баланс национальных интересов и интеграция в глобальные производственные цепочки // Вестник РУДН. Серия «Экономика». 2014. №4. С. 27–37.
3. Дементьев В.Е. ОАК и развитие российского авиастроения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. №3. С. 315–331.
4. Григорьев И. Embraer: семейный портрет в интерьере // Гражданская авиация. 2008. №3. С. 52–55.
5. Портер М.Е. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
6. Проблемы и перспективы развития отечественной авиационной промышленности. Доклад Межведомственного аналитического центра, февраль 2011 г. Режим доступа: http:// www.iacenter.ru/publication-files/132/111.pdf (дата обращения: 05.05.2018).
7. Benzler G., Wink R. From agglomerations to technology and knowledge driven clusters: aeronautics cluster policies in Europe // International Journal of Technology Management. 2010. Vol. 50. No. 3/4. Pp. 318–336.
8. Edquist C., Johnson B. Institutions and Organizations in Systems of Innovation / Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Organizations. Ed. by C. Edquist. London: Routledge, 2005. Pp. 41-63.
9. Figueiredo P., Silveira G., Sbragia R. Risk-sharing partnerships with suppliers: the case of Embraer // Journal of Technology, Management & Innovation. 2008. Vol. 3. Iss. 1. Pp. 27–37.
10. Nelson R.R. The Co-evolution of Technology, Industrial Structure, and Supporting Institutions // Industrial and Corporate Change. 1994. Vol. 3. Iss. 1. Pp. 47–63.
11. Mani S. Evolution of the sectoral system of innovation of India’s aeronautical industry // International Journal of Technology and Globalisation. 2013. Vol. 7. Iss. 1–2. Pp. 92–117.
12. Malerba F. Sectoral systems of innovation and production // Research Policy. 2002. Vol. 31, Iss. 2. Pp. 247–264.
13. Sectoral Systems of Innovation and Production In Developing Countries: Actors, Structures and Evolution. Ed. by F. Malerba and S.Mani. Cheltenham, UK, Nothampton, MA, USA: Edward Elgar Publishing Limited, 2009. 394 p.
14. Smith D.J., Zhang M. Linking, Leveraging and Learning: Sectoral Systems of Innovation and Technological Catch-Up in China’s Commercial Aerospace Industry // Global Business and Economic Review. 2014. Vol. 16, No. 4. Pp. 349–356.
15. Turkina E., Assche A.V., Kali R. Structure and evolution of global cluster networks: evidence from the aerospace industry // Journal of Economic Geography. 2016. Vol.
16. Iss. 6. Pp. 1211–1234. 16. Vertesy D. Preconditions, windows of opportunity and innovation strategies: Successive leadership changes in the regional jet industry // Research Policy. 2017. Vol. 46, Iss. 2. Pp. 388–403.