Россия во внешнеполитических приоритетах Совета сотрудничества арабских государств Залива после событий «арабской весны»

Елена Суреновна Мелкумян – д.п.н., профессор кафедры современного Востока российского государственного гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. Российская Федерация. 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12. E- mail: g.kosah@mail.ru
 
 
Григорий Григорьевич Косач – д.и.н., профессор кафедры современного Востока Факультета истории, политологии и права Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. Российская Федерация, 125993, ЦФО, г. Москва, Миусская площадь, д.6. E-mail: g.kosach@mail.ru.
 
 
Татьяна Всеволодовна Носенко – к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН. Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12. Е-mail: nosenkotat@gmail.com.
 
Вся статья: 

В предлагаемой статье акцентируется внимание на изменении подхода региональной организации Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) к роли России в регионе Ближнего Востока и попытке её членов наладить с ней плодотворное сотрудничество. Новый подход последовал за событиями «арабской весны», среди итогов которой – осложнение региональной ситуации и возникновение ряда кризисов, заставивших членов ССАГЗ расширять число союзников среди ведущих мировых держав. Активное участие России в разрешении кризисных ситуаций на Ближнем Востоке, прежде всего, в Сирии, повлияло на изменение политики ССАГЗ в отношении России, осознавшего ее возросшую заинтересованность в установлении прочных связей со странами этого региона.

В статье проводится сравнение между отношениями, существовавшими между Россией и государствами ССАГЗ в советский период и в начальный период существования Российской Федерации, и теми отношениями, которые стали развиваться после 2011 г. в условиях усиления нестабильности в регионе Ближнего Востока. Новый этап в двусторонних отношениях был вызван совпадением их интересов в борьбе с возросшей террористической угрозой. Стороны также были заинтересованы в проведении политических консультаций по разрешению региональных кризисных ситуаций.

Совпадение точек зрения между Россией и ССАГЗ по ближневосточному урегулированию всегда было надёжной основой для налаживания взаимопонимания между сторонами. В то же время, противоречия, возникшие между ними по вопросу о путях выхода из сирийского кризиса, привели к охлаждению в их взаимоотношениях. Однако степень взаимной заинтересованности в возобновлении контактов станет стимулом для их активизации в будущем.
Авторы пришли к выводу, что место России во внешнеполитических приоритетах ССАГЗ будет возрастать. Взаимная заинтересованность сторон в политическом взаимодействии подкрепляется необходимостью координировать политику на рынке энергоресурсов, крупнейшими поставщиками которых являются как Россия, так и государства ССАГЗ. Кроме того, и та, и другая сторона стремятся к расширению экономического и военно-технического сотрудничества, что создаст благоприятную ситуацию для налаживания отношений и в политической сфере.

Ключевые слова: Россия, ССАГЗ, Ближний Восток, сирийский кризис, терроризм, ближневосточный конфликт, ближневосточное урегулирование, стратегический диалог.

Список литературы
1. Антюхова Е.А. Политические конфликты «Арабской весны»: общее и особенное // Известия Смоленского государственного университета. 2016. № 4 (36). С. 260-271.
2. Исаев В.А., Филоник А.О. К вопросу об экономических связях России и Арабского Востока // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2016. №1. С. 128-142.
3. Касаткин П.И., Ивкина Н.В. «Мягкая сила» во внешнеполитической стратегии России: от теории к практике // Право и управление. XXI век. 2015. № 2 (35). С. 107-112.
4. Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Возможности для стратегических отношений России и Саудовской Аравии // Аналитическая записка РСМД. №6, август 2016 г. URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/Russia-SaudiArabia-policy-brief-6-ru.pdf (дата обращения: 02.06.2017)
5. Лебедева М.М., Харкевич М.В., Зиновьева Е.С., Копосова Е.Н. Архаизация государства: роль современных информационных технологий // Полис. Политические исследования. 2016. № 6. С. 22-36.
6. Малышева Д.Б. Монархии Персидского Залива и «Арабская весна» // Международная жизнь. 2012. № 8. С. 41-53.
7. Мустакбаль ан-низам аль-арабий баада азмат Аль-Халидж (Будущее арабской региональной системы после кризиса в Заливе). Эль-Кувейт, 1996. (на арабском языке).
8. Русаков Е.М. Новая роль России и будущее ее отношений со странами Залива и КСА: стратегический аспект // Азия и Африка сегодня. 2014. № 7 (684). С. 15-19.
9. Слободян Н.В. Политика «мягкой силы» России в странах Персидского Залива в начале ХХІ века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2013. № 3. С. 5-12.
10. Трухин А.С. Политико-дипломатическая деятельность России по обеспечению системы безопасности в зоне Персидского залива // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 2 (56). С. 137-140.
11. Шкваря Л.В. Россия и страны Залива: инвестиционное сотрудничество // Азия и Африка сегодня. 2011. № 5. С. 18-23.
12. Charap S. Is Russia an Outside Power in the Gulf? // Global Politics and Strategy. 2015. Vol. 57. No. 1. Pр. 153-170. DOI: 10.1080/00396338.2015.1008309
13. Dannreuther R. Russia and the Arab Spring: Supporting the Counter-Revolution // Journal of European Integration. 2015. Vol. 37. No. 1. Pр. 77-94. DOI: 10.1080/07036337.2014.975990
14. Shumilin A., Shumilina I. Russia as a Gravity Pole of the GCC’s New Foreign Policy Pragmatism // The International Spectator. 2017. Vol. 52. No. 2. Pр. 115-129. DOI: 10.1080/03932729.2017.1311563

DOI 10.24833/2071-8160-2017-4-55-139-153 (Читать статью в PDF)