Деколонизация через новое понимание суфизма

Наргис Талатовна Нурулла-Ходжаева – д.ф.н., старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН. 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12. E-mail: Nargis.nurulla@gmail.com.
 
Вся статья: 

DOI 10.24833/2071-8160-2018-3-60-139-160 (Читать статью в PDF)

В рассмотрении такого многослойного явления как ислам (как и любой другой религии) исследователь обнаруживает себя на перекрёстке конкурирующих представлений: ортодоксальных, реформистских. Серия «приглашений» на деколонизацию от суфиев позволяет представить ислам не как пугающую сеть муджахеддинов, а, скорее, как нормальное и реальное «сообщество дискурса». Сама тема деколонизации подразумевает общее колониальное наследие и колониальную современность Востока и Запада. Поэтому к раскрытию темы привлечены не только Руми, Ницше, но и философы Хорасана, композиторы Таджикистана, и современные западные философы по данной теме.

Предлагаемая статья фокусируется на возможности не только проникнуться платоновским проектом по связи между онтологией и эпистемологией, скорее, эта вероятность творческого осознания суфизма во благо «меня-тебя», общины и сообщества общин. Такое видение подразумевает необходимость множества комбинаций знаний и опыта и учёт их постоянного движения. Дефицит «множественности» в сегодняшнем мире толкает нас к тому, что очень скоро мы привыкнем к гаджетам, которые будут «домысливать» за нас, и «слушать» друг Друга за нас. Простота такой картины в том, что такое видение общества и истории – это не вина сегодняшней «глухоты», а, скорее, признание, что нам всем (и, разумеется, не только мусульманам) необходимо «вернуться» к способности «вслушиваться» друг в Друга. В таком контексте представлена значимость искусства слушать (на араб. «sama»), в которой закладывается двойная мистика: слушать можно как ушами, так и сердцем. На этой основе выдвигается проект интеллектуальной общины, члены которой могли «вслушиваться» друг в Друга, сохраняя актуальность диалога. В серии «приглашений» речь не идёт о стремлении отгородиться от европоцентристской западной теории международных отношений. Здесь звучит предложение задуматься о создании постзападного проекта, или иначе проекта по органическому единству человека и мира как на Западе, так и на Востоке.

Ключевые слова: деколонизация, Руми, Ибн Сина, Ницше, ислам, суфизм, Центральная Азия, Ближний Восток, sama, теория международных отношений.

Список литературы:
1. Абу Али ибн Сина. Т. 1. Абу Али / отв. ред. М. Диноршоев. Душанбе: Дониш, 2005. 969 с.
2. Абу Али ибн Сина. Аш-Шифа. Т. 5. Душанбе: Дониш, 2010. 766 с.
3. Ан-Ниффари, Китаб ал-Макавиф (фрагменты) / пер. с араб., вступ. статья и коммент. Р.В.Псху // Ишрак. Ежегодник исламской философии. 2012. № 3. C. 264-278.`
4. Баркс К. Суть Руми. М.: Изд.-во Гаятри, 2007. 672 с.
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 530 с.
6. Бертельс Е.Э. Избр. труды. Суфизм и суфийская литература. М.: Наука, глав. ред. вост. лит., 1965. 524 с.
7. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. M.: Directmedia, 2013. 502 с.
8. Ибн Араби Геммы мудрости. Гемма мудрости божественной в слове Адамовом; Пер. с араб. и коммент. А.В. Смирнова // Ишрак: ежегодник исламской философии. 2012. № 3. М.: Вост. лит., 2012. C. 62-76.
9. Льюис Б. Заглавие: Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм // Ответственность: Бернард Льюис / пер. с англ. Т. Гутникова. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 205 с.
10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990. C. 5-237.
11. Ницше Ф. Несвоевременные размышления: о пользе и вреде истории для жизни // Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990. C. 158-230.
12. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990. C.47157.
13. Нурулла-Ходжаева Н.Т. Де-колонизация политической границы в философии ислама // Вестник МГИМО. 2017. № 6 (57). С. 87-101.
14. Нурулла-Ходжаева Н.Т. «Танцующие» купцы вне империи на Шелковом пути // ВестникМГИМО. 2017. № 1(52). C. 119-139.
15. Орлова Е. З.Шахиди. Очерк жизни и творчества. М.: Сов.композитор, 1986. 160 c.
16. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М.: Litres, 2017. 536 c.
17. Пирен A. Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира. М.: Центрполиграф, 2011. 349 c.
18. Толковая Библия профессора А.П. Лопухина в 12 т. Т.8. Книжный клуб «Книговек», 2011. 4804 с.
19. Фиш P. Джалалиддин Руми. М.: Молодая гвардия, 1972. 286 с.
20. Джалал ад-дин Руми. Сокровища вспоминания. Суфийская поэзия. / Пер. Л. Тираспольского. М.: ИИФ ДИАС, 1998. 192 с.
21. Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (опыт компаративистского подхода) // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 140-151.
22. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Рипол Классик, 1987. 190 с.
23. Толстой Л.Н. Война и Мир. М.: Художественная литература, 1968. 185 с.
24. Хиртенштейн С. «Моя страсть к молнии и ее сверканию»: Размышления о Востоке и Западе в контексте учения Ибн Араби // Исламский мистицизм Ишрак. Ежегодник исламской философии. 2017. № 8. M.: Наука – Вост.лит., Садра, 2017. С. 337-346.
25. Ходжсон М. История Ислама. M.: Litres, 2017. 3060 c.
26. Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993. 248 c.
27. Мавлоно Налолуддин машхур ба Мавлави. Китоби «Фихи мо фихи». Бо тасхех ва хавошии Бадеъуззамони Фурузонфар. Техрон: Амири Кабир, 1368 с.
28. Ahmed S. What Is Islam? The Importance of Being Islamic. Princeton University Press, 2015. 624 p.
29. Appiah А. Cosmopolitanism: Ethics in a World of Strangers W.W. Norton, 2007. 196 p.
30. Bhabha H. The location of Culture. Routledge, 2012. 440 p.
31. Choudhury М., Roychoudhury М. (Sastri.), Journal of Asiatic Society: Letters. 1957. Vol. 23. Iss. 2. Music in Islam. 60 p.
32. Degirmenci K. Creating Global Music in Turkey. Lexington Books, 2013. 220 p.
33. Derrida J. Specters of Marx: The State of the Debt, the Work of Mourning and the New International. New York and London: Routledge, 1994. 198 p.
34. Derrida J. The politics of friendship // The Journal of Philosophy. 1988. Vol. 85. No. 11. Pp. 638-640.
35. Fannon F. The Wretched of the Earth. New York: Grove Press, 1968. 316 p.
36. Hatina M. Where East meets West: Sufism, cultural Rapprochement, and politics // International Journal of Middle East Studies. 2007. No.39. Pp. 389–409.
37. Hobson J., Seabrooke L. Everyday Politics of the World Economy. Cambridge University Press, 2007. 253 p.
38. Fekete L. Anti-Muslim Racism // Race & Class. 2004. No. 46 (1). Pp. 3-29.
39. Fink Е. Nietzsche’s Philosophy. A&C Black, 2003. 184 p.
40. Godrej F. Cosmopolitan Political Thought: Method, Practice, Discipline. Oxford University Press, 2011. 256 p.
41. Groff P. Islamic Philosophy A-Z. Edinburgh University Press, 2007. 256 p.
42. Leyser C. Charlemagne, Muhammad and the Fall of Rome // History Today. 2018. Vol. 68. Iss. 3. Режим доступа: http://www.historytoday. com/conrad-leyser/charlemagne-muhammadandfall-rome (дата обращения: 26.02.2018).
43. Lewis B. Communism and Islam // International Affairs. 1954. Vol. 30. No. 1. Pp. 1-12.
44. Marx/Engels Internet Archive (marxists.org) Online Version: 2000. London, August 5, 1890. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.marxists.org/archive/marx/ works/1890/letters/90_08_05.htm (дата обращения: 10.02.2018).
45. Mignolo W. Local Histories / Global Designs: Coloniality, Subaltern Knowledge, and Border Thinking. Princeton: Princeton University Press, 2000. 416 p.
46. Moosa E. Ghazali and the Poetics of Imagination. Univ of North Carolina Press, 2006. 368 p.
47. Pinker S. Enlightenment Now: The Case for Reason, Science, Humanism and Progress. Penguin. 576 P.
48. Rahman J. Spiritual Gems of Islam: Insights & Practices from the Qur’an, Hadith, Rumi & Muslim Teaching Stories to Enlighten the Heart & Mind. SkyLight Paths Publishing, 2013. 230 p.
49. Rüse J. Approaching Humankind: Towards an Intercultural Humanism. V&R unipress GmbH, 2013. 300 p.
50. The Sacred Music of Islam: Sama in the Persian Sufi Tradition // British Journal of Ethnomusicology. 1997. Vol. 6. Pp. 1-33.
51. Salhi K. Music, Culture and Identity in the Muslim World: Performance, Politics and Piety. Routledge, 2013. 320 p.
52. Said E. Orientalism. London: Penduin, 1978. 340 p.
53. Shahi D. Introducing Sufism to International Relations Theory: A Preliminary inquiry into epistemological, ontological, and methodological pathways // European Journal of International Relations. 2018. Pp. 1–26.
54. Shahidi M. The Impact of the Emergence of Eurasian Art Communities in the Globalizing World // International Relations and Diplomacy. 2016. Vol. 4. No. 3. Pp. 208-217. DOI:10.17265/2328-2134/2016.03.005
55. Voll J. Islam as a Special World-System // Journal of World History. Vol. 5. No. 2. Pp. 213–226.
56. Sajjad H. Rizvi Philosophy as a way of life in the world of Islam: Applying Hadot to the study of Mullā Ṣadrā Shīrāzī (d. 1635) // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 2012. Vol. 75. No. 1. Pp. 33-45.
57. Stoet G., Geary D. The Gender-Equality Paradox in Science, Technology, Engineering, and Mathematics Education // Psychological Science. 2018. Vol. 29. Iss. 4. Pp. 581-593. DOI: 10.1177/0956797617741719.
58. Talma M. The Identity of Temporal Space: Spatial Manifestation of Carnival. University of Cincinnati, 2012. 118 p.
59. Gilliot, Cl., Repp, R.C., Nizami, K.A., Hooker, M.B., Lin, Chang-Kuan and Hunwick, J.O. Ulama // Encyclopaedia of Islam, 2d ed. / Ed. by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, W.P. Heinrichs. DOI: 10.1163/15733912_islam_COM_1278 60. Wuthnow R. Communities of Discourse. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1989. Pp. viii, 739.