Современная система экономической дипломатии ФРГ

Райнхардт Роман Отмарович – аспирант кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России.
 
Вся статья: 

Статья посвящена описанию и анализу функционирования национальной системы экономической дипломатии Федеративной Республики Германии. Кратко обозначены основные историко-экономические предпосылки, этапы и условия её развития начиная со второй половины XX в. по настоящее время. Исследованы порядок и механизмы взаимодействия основных национальных экономико-дипломатических агентов: министерств, ведомств, иных уполномоченных органов, публичных и частных институтов. Показана практика использования ими конкретных экономических, административных и правовых инструментов в рамках реализации профильных мероприятий. Выявлены отличительные характеристики, отражающие сущность модели: двухуровневая (центр-периферия) система экономической дипломатии с тремя опорами: загранучреждения министерства иностранных дел, германское общество внешнеэкономической деятельности и маркетинга (GTAI), внешнеторговые палаты. Указанные элементы не дублируют, но дополняют функции друг друга, их функционирование основано на принципе межведомственного распределения полномочий и ответственности, а также концепции «единого окна». Отдельно отражена практика использования германскими экономико-дипломатическими агентами, в частности, внешнеторговыми палатами, инструментов государственно-частного партнёрства. В целом, несмотря на периодические спады конъюнктуры, как внутренней, так и мировой (например, нефтяные кризисы 1970 х гг., рецессия конца 2000-х – начала 2010-х гг.), германская экономика демонстрировала относительную устойчивость к экзогенным шокам – с одной стороны, по сравнению с хозяйственными комплексами других стран, с другой стороны, по значениям ключевых макроэкономических индикаторов. В опредёленной степени, наряду с другими экономическими и неэкономическими факторами залогом данной стабильности и сопротивляемости предстаёт эффективная система экономической дипломатии. Притом, что основа рассмотренной системы была заложена ещё в 1970-х гг., германская экономическая дипломатия продолжает активно совершенствоваться, шагая в ногу со временем и отвечая на его новейшие вызовы. При любых фазах бизнесциклов и состоянии деловой конъюнктуры это видится одной из опор германской экономики, и, в конечном счёте, хозяйственного комплекса Европейского союза.

Ключевые слова: экономическая дипломатия, микроэкономическая дипломатия, макроэкономическая дипломатия, внешнеэкономическая политика, дипломатическое сопровождение национального бизнеса, экономика Германии.

Список литературы
1. Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2014. 348 с.
2. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юридический Дом Юстицинформ, 2008. 488 с.
3. AHK Deutsche Auslandshandelskammern [Electronic resource]. – URL: http://www.ahk.de/
4. Auswärtiges Amt der Bundesrepublik Deutschland [Electronic resource]. – URL: http://www.auswaertigesamt.de/
5. Bergeijk P. van, Groot H. de, Yakop M. The Economic Effectiveness of Diplomatic Representation: An Economic Analysis of its Contribution to Bilateral Trade. // The Hague Journal of Diplomacy. 2011. №1–2. P. 101–120.
6. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie [Electronic resource]. – URL: http://www.bmwi.de/
7. Büter C. Außenhandel: Grundlagen internationaler Handelsbeziehungen. – 3. überarb. u. erw. Aufl. – Wiesbaden: Springer Gabler Verlag, 2013. 429 s.
8. DEInternational. The German Chamber Network [Electronic resource]. – URL: https://www.deinternational.de/
9. Destatis [Electronic resource]. – URL: https://www.destatis.de/.
10. GTAI [Electronic resource]. – URL: http://www.gtai.de/
11. iXPOS. The German Business Portal [Electronic resource]. – URL: http://www.ixpos.de/
12. Kasulke W. Die Bundesstelle für Außenhandelsinformation. – Bonn: Boldt Verlag, 1971. – 128 s.
13. Lorz O., Siebert H. Außenwirtschaft. – 9. vollst. überarb. Aufl. – Stuttgart: UTB GmBH, 2014. – 312 s.
14. Maennig W. Außenwirtschaft: Theorie und Politik. 2 vollständig überarbeitete Auflage. – München: Vahlen Verlag, 2013. – 379 s.
15. Ramsteck W. Strukturreformen der deutschen und britischen Aussenwirtschaftsförderung in Zeiten der Globalisierung: die Rolle staatlicher und gesellschaftlicher Einflussfaktoren // Aussenwirtschaft. 2009.
№3. S. 223–251.
16. VETnet. German Chambers worldwide network (AHK) for cooperative, work-based Vocational Education & Training [Electronic resource]. – URL: http://www.ahk.de/ahk-projekte/vetnet-berufsbildungsexport/