Методы оценки стоимости коммерческого банка в условиях глобализации

Александр Маркович Карминский – д.э.н., д.т.н., профессор МИЭП МГИМО (У) МИД РФ, НИУ ВШЭ. E-mail: karminsky@mail.ru.
 
 
 
Эльвина Анатольевна Фролова – аспирант базовой кафедры Газпромбанка «Экономика и банковский бизнес» МГИМО(У) МИД РФ. E-mail: elvina.a.frolova@gmail.com.
 
 
Вся статья: 

В данной работе приведён обзор теоретических основ управления коммерческим банком, нацеленного на создание акционерной стоимости, и обзор основных методов оценки стоимости банков в условиях глобализации. Описаны основные методы оценки стоимости банков в интересах управления. Выделены пять основных факторов, влияющих на выбор и построение моделей оценки стоимости коммерческих банков: финансирование, ликвидность, риски, внешние факторы и запас капитала. В работе показано, что модели оценки стоимости могут быть классифицированы в зависимости от лежащих в их основе денежных потоков. Особое внимание уделено моделям, основанным на потенциально доступных денежных потоках (Discounted сash flow-oriented approaches, DCF) и моделям, основанным на потоках остаточной прибыли (Residual income-oriented approaches). Кроме того, в работе рассмотрен альтернативный подход, основанный на сравнении с банками той же отрасли или сектора (на основе мультипликаторов). Для оценки банков авторы рекомендуют модель оценки денежных потоков на собственный капитал (Equity DCF). Модель оценки денежных потоков на собственный капитал оценивает собственный капитал непосредственно дисконтированием денежных потоков по стоимости собственного капитала (Capital Asset Pricing Model, CAPM), а не по средневзвешенной стоимости капитала (Weighted average cost of capital, WACC). Для целей операционного управления предлагается использовать модели остаточной прибыли, поскольку они лучше согласованы с процессом внутреннего планирования и прогнозирования, используемого в банках. Для стратегического управления модель остаточной прибыли наиболее полезна, когда ожидаемые денежные потоки имеют отрицательное значение на протяжении всего прогнозного периода. Использование модели свободных денежных потоков предпочтительнее, когда ожидаемые денежные потоки имеют положительное значение и потребность использования моделей обусловлена необходимостью обоснования инвестиционных решений. Предложенная классификация может быть развита в интересах задач управления банком на среднесрочной перспективе в условиях глобализации.

Ключевые слова: коммерческий банк, стоимость, модели оценки, денежные потоки, мультипликаторы, управление, нацеленное на создание стоимости.

Список литературы
1. Ивашковская И.В., Степанова А.Н., Кокорева М.С. Финансовая архитектура компаний. Сравнительные исследования на развитых и развивающихся рынках. М.: ИНФРА–М, 2015.
2. Карминский А.М., Фалько С.Г. (ред.) Контроллинг в банке. М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2013.
3. Свириденко Ю.Н. Методология измерения ценности коммерческих банков в рамках концепции ценностно-ориентированного менеджмента. Автореферат диссертации на соискание учёной сте-
пени кандидата экономических наук. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, 2011.
4. Ameels A., Bruggeman W., Scheipers G. Value–based management: an integrated approach to value creation a literature review. Vlerick Leuven Gent Management School, 2002.
5. Copeland T., Koller T., Murrin J. Valuation: Measuring and Managing the Value of Companies. 4th ed, New York: JohnWiley & Sons, 2000.
6. Damodaran A. Valuing Financial Service Firms. Stem Business School, New York Univ. 2004.
7. Dermine J. Bank Valuation and Value–Based Management. New York, McGraw–Hill. 2009.
8. Fiordelisi F. Shareholder Value and the Clash in Performance Measurement: Are Banks Special? Working Paper at the University of Wales Bangor. 2002.
9. Fiordelisi F., Molyneux P. The determinants of shareholder value in European banking. J. Bank. Finance. 34.
2010. P.35.
10. Gross S. Banks and shareholder value – An overview of banks valuation and empirical evidence on shareholder value for banks. Deutscher Universitätsverlag. 2006.
11. Johnson H. The Bank Valuation Handbook: A Market–based Approach to Valuing a Bank. 2nd ed., Chicago, London, and Singapore. 1996.
12. Koller T., Goedhart M., Wessels D. Valuation: Measuring and Managing the Value of Companies. 5th ed., John Wiley & Sons. 2010.
13. Matten C. Managing Bank Capital: Capital Allocation and Performance Measurement. 2nd ed., Chichester et al. 2000.
14. Mercer Z. Valuing Financial Institutions. Homewood. 1992.
15. MOW. State of the Financial Services Industry, Mercer Oliver Wyman. 2003.
16. MSDW. Valuing Financial Stocks with Residual Income, Morgan Stanley Dean Witter, Equity Research North America. 2001.
17. OECD. The Performance of Financial Groups in the Recent Difficult Environment, Organisation for Economic Co–operation and Development: Financial Market Trends. 86, 63–81. 2004.
18. Presentation of items of Other Comprehensive Income (OCI) [Electronic resource] // IFRS Foundation and the IASB [Official website] URL: http://www.ifrs.org/Current-Projects/IASB-Projects/Financial-StatementPresentation/Phase-B-OCI/Documents/OCIFAQ.pdf.P. 12.
19. Radic N. Shareholder value creation in Japanese banking, J. Bank Finance. 2014.
20. Rezaee Z. Financial Institutions, Valuations, Mergers, and Acquisitions. The Fair Value Approach. 2nd ed., New York et al. 2001.
21. Schroeck G. Risk Management and Value Creation in Financial Institutions. Hoboken. 2002.
22. Sinn W. et al. Winners in the Age of Titans, Creating Value in Banking. BCG Report, The Boston Consulting Group. 2004.
23. Sinn W., Dayal R., Pitman D. Creating Value in Banking. BCG Report, The Boston Consulting Group. 2003.