Нурулла-Ходжаева Н.Т.

«Танцующие» купцы вне империй на шёлковом пути

В представленной статье речь идёт о согдийцах («купцах вне империй»). Это центральноазиатский народ, живший приблизительно с VI в. до н.э. до почти середины средних веков, и затем «развеявшийся» на просторах Хорасана. На протяжении своей истории согдийцы оставались одними из основных торговых посредников на Шёлковом пути, поэтому большинство современных исследователей признают синонимами «наземный Шёлковый путь» и «согдийскую торговую сеть».

Деколониальность исторических знаний и межкультурный «дахлез» в Центральной Азии

Обнаружение истоков и «другого» – это не единичный акт для большинства мыслителей Хорасана, а скорее одна из ступеней понимания мира. Открытия из одной сферы жизни или науки циркулируют (или иначе развиваются) через вкрапления из другой. На такой «цикл» влияли традиции постоянной мобильности государственных границ, оформляя тем самым гибкость культуры всего региона Центральной Азии, сохраняя одновременно многоцветие интеллектуальной солидарности. Однако такая интерпретация в процессе проектирования «новых историй» независимых национальных государств остаётся невостребованной. Найти выход из лабиринта, создаваемого риторикой о нациях и логикой колониальности (по Кихано), вполне реально.

Центральная Азия, европоцентризм, колониальность

Предлагаемая статья, это не очередной раунд ревизионизма в истории, речь идет о возможной перспективе снижения масштабов доминирующей европоцентристской эпистемологии на основе которой был выстроен современный стереотип знаний по всей Центральной Азии. Большинство исследователей региона не спешат оценить масштаб конфликтной конфронтации, которая была создана европоцентризмом. Тому свидетельство многочисленные статьи по такой застывшей (и печально тупиковой) дилемме, почему и как разделили земли таджиков/узбеков/казахов.

Проблемы космополитизма и альтернативности в истории народов Центральной Азии

Жители Самарканда и Бухары на протяжении истории стремились аккумулировать традицию выхода за пределы границ целостного (нередко привилегированного) пространства в местной культуре, экономике и истории. Городские общины находились под постоянным дихотомным напряжением между кочевниками и осёдлыми, тюркои персо-говорящими; в них имелись особые коммерческие, социокультурные и образовательные сети, которые сохраняли в жизненном цикле альтернативность, балансирующую между универсализмом и партикуляризмом. Исходя из этого, тема космополитизма рассматривается в данной статье на примере самаркандской общины.