Медведева С.М.

История и мораль: XXI Шишкинские чтения

23 апреля 2016 г. в МГИМО прошли XXI Шишкинские чтения – ежегодная конференция, которую проводит кафедра философии в память о своём основателе и первом заведующем известном отечественном философе-этике Александре Фёдоровиче Шишкине. В конференции приняли участие преподаватели МГИМО: профессор, д.ф.н. А.В. Шестопал, профессор, д.ф.н. Т.В. Панфилова, профессор, д.ф.н. M.A. Мунтян, профессор, д.ф.н. М.В. Силантьева, доцент, к.полит.н. М.В. Харкевич, доцент, к.ф.н. А.Н. Самарин, доцент, к.соц.н. Н.В. Литвак, доцент, к.филол.н. С.Н. Лютова, доцент, к.ф.н. Д.Н. Белова, профессор, д.ф.н. В.С. Глаголев.

Самопожертвование учёного в изображении отечественного кино

В статье анализируется эволюция темы самопожертвования учёного в отечественном кино начиная с 1930-х гг. до настоящего времени. Исследование основывается на подходе Вебера и Мёртона, которые занимались проблемой влияния религии на становление современной науки. В этом контексте научная деятельность может рассматриваться как вариант религиозного служения. Именно подобная связь способствует переносу на образ научного работника черт, более типичных для служителя культа: самопожертвование, аскетизм, беззаветная преданность идеалу. Как показано в статье, эти псевдорелигиозные черты были сохранены в образе учёного, во всяком случае, в кино. Тема самопожертвования выступала в качестве своеобразного критерия подлинности научных устремлений.

Моральный выбор учёного в изображении советского кино

Пожалуй, в области науки тема «самопожертвование» имеет особое значение. Вспоминая имена крупных учёных, оставивших след в истории общественной мысли, легко обнаружить, что для многих из них научная деятельность не была повседневной рутинной, а воспринималась как религиозное служение.

От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной коммуникации

Научная коммуникация(НК) – это движение научных идей от учёного через научное сообщество в массовое сознание. В настоящее время эта область исследований вызывает пристальный научный и практический интерес. Вместе с тем, приходится признать, что научная коммуникация страдает от отсутствия теоретических моделей, способных её интегрировать. Данная статья представляет собой попытку в какой-то степени восполнить этот пробел. В ней предлагается пятиступенчатая модель движения и трансформации научных идей от момента создания до их появления в виде социальных мифов в массовом кино и литературе.

Научная коммуникация в современном мире: проблемы и перспективы

Научная коммуникация – понятие относительно новое как для российской науки, так и за рубежом. Речь идёт о процессах и механизмах движения научных идей внутри научного сообщества, а также за его пределами. Преимущественное внимание получает второй этап научной коммуникации, то есть популяризация научных идей из научных лабораторий в массы. Надо сказать, что популярная версия научных знаний всегда в том или ином виде сопровождала свою более возвышенную сестру, назовем её наукой в подлинном смысле слова, практику, нацеленную на производства новых знаний.

Российская наука и государство: образ учёного в современном российском кино

Статья посвящена анализу образа учёного на материале российских фильмов о науке последних лет. В статье доказывается, что популярная наука не должна рассматриваться в качестве бледной копии настоящей науки. Наоборот, современные модели научной коммуникации предполагают, что уровень популярной науки имеет собственную значимость и способен влиять на состояние уровня профессиональных учёных.
 

Ученые об ученых: попытка реконструкции образа российского ученого по материалам «Вестника РАН»

В статье анализируется стереотипный образ российского ученого, представленный в публикациях РАН. Как показано в исследовании, в рассматриваемых материалах конструируется образ идеального ученого, отражающий наиболее желаемые черты характера, которые делает человека полноценным представителем российской науки, что выражает ценности и идеалы российского научного сообщества. Популяризация подобного образа будет способствовать повышению престижа российской науки и профессии ученого.